Акулья ферма Bjarnarhöfn

Аку­лья ферма Bjarnarhöfn – это про­слав­лен­ный уже не одним те­ле­пу­те­ше­ствен­ни­ком «музей» тух­лой, про­сти­те, «фер­мен­ти­зи­ро­ван­ной» акулы, и ста­рая цер­ковь. В этой связи на­пра­ши­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие ком­мен­та­рии.

Пер­вое, музей — это у нас музей, где от пыль­ных сту­льев в стиле «ампир» и по­ло­тен бес­смерт­ных ма­сте­ров в носу свер­бит, а у ис­ланд­цев «музей» — это «safn»: до­слов­но «кол­лек­ция». Со­бе­рет ис­лан­дец такой «сафн» из неве­до­мо чего — ды­ря­вых нос­ков, на­при­мер — и туда же. «У меня музей!» — кри­чит, при­ез­жай­те, гости до­ро­гие, и в го­сте­вой книге рас­пи­сать­ся не за­будь­те. Го­сте­вые книги в Ис­лан­дии име­ют­ся в любом доме и сами по себе яв­ля­ют­ся объ­ек­том со­би­ра­ния и му­зей­ным экс­по­на­том. А на ост­ро­ве дей­стви­тель­но име­ет­ся музей кам­ней, музей пе­ни­сов, кол­лек­ция ста­рых мо­биль­ных те­ле­фо­нов, впе­чат­ля­ю­щая кол­лек­ция «ан­тич­ных» ком­пью­те­ров «PC86» и «Baby Mac» с мат­рич­ны­ми прин­те­ра­ми, со­бра­ние ан­ти­квар­ных авто, а также более про­дви­ну­тые «кра­е­вед­че­ские» музеи с раз­ной хо­зяй­ствен­ной утва­рью, ко­то­рая в Рос­сии еще верой и прав­дой слу­жит на дачах, а в Ис­лан­дии по­ко­ит­ся в музее.

Вто­рое: про ис­ланд­скую пищу во­об­ще и гни­лую акулу в част­но­сти. В про­шлом всю пищу на ост­ро­ве при­хо­ди­лось за­па­сать на зиму не самым ап­пе­тит­ным спо­со­бом: бла­го­да­ря Гольф­ст­ри­му, зимы здесь не до­ста­точ­но хо­лод­ные, чтобы мо­ро­зить пищу, а соли, в ко­то­рой при­па­сы можно было бы за­са­ли­вать, ис­ланд­цы в ис­то­ри­че­ском про­шлом де­лать не умели. По­это­му мяс­ные при­па­сы вы­ма­чи­ва­лись в кис­ло­мо­лоч­ном рас­тво­ре, при­да­вав­шем пище «ин­те­рес­ный» душок и «кислец». А мясо грен­ланд­ской акулы об­ра­ба­ты­ва­лось и об­ра­ба­ты­ва­ет­ся с по­мо­щью про­цес­са «фер­мен­ти­за­ции»: за­ры­ва­ния на несколь­ко ме­ся­цев в землю до его пол­но­го за­тух­ле­ния, затем вы­ве­ши­ва­ния на мор­ском воз­ду­хе. Само по себе мясо грен­ланд­ской акулы в пищу непри­год­но: в нем со­дер­жит­ся ток­сич­ный оксид три­ме­тил­ами­на, вы­зы­ва­ю­щий у от­ве­дав­ше­го его эф­фект опья­не­ния. Такое опья­не­ние на­блю­да­лось, на­при­мер, у грен­ланд­ских ез­до­вых собак, ва­лив­ших­ся впо­вал­ку после того, как «доб­рые» хо­зя­е­ва да­ва­ли им от­ве­дать неж­ной аку­ля­тин­ки. Чтобы уско­рить «по­вал­ку», ис­ланд­цы «до­го­ня­ют» ис­то­ча­ю­щее неот­ра­зи­мый аро­мат ста­рой мочи аку­лье яство мест­ным шнап­сом — «брен­не­ви­ном».

Оста­ет­ся до­ба­вить, что в про­тух­шем виде, мясо (пе­чень) грен­ланд­ской акулы ис­по­кон веков при­ме­ня­лось в скан­ди­нав­ской на­род­ной ме­ди­цине для про­фи­лак­ти­ки и ле­че­ния рака, и име­ют­ся сви­де­тель­ства це­леб­но­сти аку­льей пе­че­ни: акула ведь раком не бо­ле­ет! Кос­вен­ным до­ка­за­тель­ством по­лез­но­сти аку­ля­ти­ны яв­ля­ет­ся уди­ви­тель­ное дол­го­ле­тие фер­ме­ра-аку­ло­про­из­во­ди­те­ля, но­ся­ще­го необыч­ное даже для Ис­лан­дии имя Хиль­дибран­дюр (Бй­ар­на­сон), и его пред­ков. Они по­ко­ят­ся на участ­ке рядом с част­ной кир­хой Хиль­дибран­дю­ра, и даты их жизни дей­стви­тель­но впе­чат­ля­ют.

Если у вас воз­ни­ка­ет во­прос, зачем во­об­ще при­ни­мать пищу, ко­то­рая пах­нет, как туа­лет на Па­ве­лец­ком вок­за­ле, при­знай­те, что вы на­хо­ди­тесь во вла­сти куль­тур­ных сте­рео­ти­пов: а как можно по­треб­лять в пищу, ска­жем, фран­цуз­ский или гол­ланд­ский сыр, пах­ну­щий гряз­ны­ми нос­ка­ми, или грюй­ер, име­ю­щий аро­мат за­прев­ше­го ис­под­не­го?

Ну и тре­тье: если Хиль­дибран­дюр со­бла­го­во­лит по­ка­зать вам свою кирху, в ко­то­рой хра­нит­ся ал­тар­ная доска, вы­пол­нен­ная «Рем­бранд­том или кем-то из его школы» — спрячь­те свое недо­ве­рие и за­тре­пе­щи­те от вос­тор­га! Если, ко­неч­но, Вы не тон­кий эстет и не про­фес­си­о­наль­ный це­ни­тель гол­ланд­ской жи­во­пи­си: ста­ри­ку Рем­бранд­ту (а тем более, его школе), со­гла­си­тесь, все равно, какие тво­ре­ния ему се­год­ня при­пи­сы­ва­ют — хоть ко­микс про Бэт­ма­на, — а ис­ланд­ско­му де­душ­ке будет при­ят­но.

На фо­то­гра­фии видна жилая и хо­зяй­ствен­ная часть по­стро­ек аку­льей фермы Бй­ар­нар­хёпн. Ещё о ферме можно по­чи­тать здесь.

Комментировать

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.