РАПСодическая ЛЮПИНизацияАляскинский волк

Се­год­ня лет­няя Ис­лан­дия – это рапсодия из синих лю­пи­нов, по­кры­ва­ю­щих вну­ши­тель­ные тер­ри­то­рии ост­ро­ва. Но так было не все­гда. Еще в на­ча­ле де­вя­но­стых ис­ланд­ские школь­ни­ки по­свя­ща­ли свой «тре­тий тру­до­вой се­местр» уни­что­же­нию рас­се­яв­ших­ся по стране лю­пи­нов, а ста­ри­ки него­до­ва­ли по по­во­ду неха­рак­тер­но­го для ост­ро­ва си­ре­не­во­го цвета, рас­про­стра­няв­ше­го­ся по чер­ным бар­ха­нам, как га­зо­вое пламя – по го­рел­ке.

Нутка – мно­го­лет­ний аляс­кин­ский люпин – впер­вые попал в Ис­лан­дию в 1885 году. На­чи­ная с 1960х мест­ные лес­ни­ки куль­ти­ви­ро­ва­ли это рас­те­ние, а в 1986 году Ис­ланд­ская Служ­ба Охра­ны Почв на­ча­ла вы­са­жи­вать лю­пи­ны для борь­бы с эро­зи­ей так на­зы­ва­е­мых почв, ко­то­рые в Ис­лан­дии за­ни­ма­ют про­цен­тов де­сять от всей тер­ри­то­рии. Эро­зия и по­те­ря лес­но­го по­кро­ва носят в этой вет­ре­ной и бес­поч­вен­ной стране эн­де­ми­че­ской ха­рак­тер: 1100 лет назад 25 про­цен­тов тер­ри­то­рии ост­ро­ва скры­ва­ли лес­ные мас­си­вы, а се­год­ня лес­ной по­кров – это 1 про­цент тер­ри­то­рии Ис­лан­дии.

Ре­ши­тель­ные дей­ствия дали ре­ши­тель­ные ре­зуль­та­ты: люпин воз­вра­ща­ет в почву азот, делая ее более пло­до­род­ной. И про­сто укреп­ля­ет почву: еще на моей па­мя­ти до­ро­ги к во­сто­ку от Рейкья­ви­ка – осо­бен­но в рай­оне лед­ни­ко­вой реки Оуль­фу­сау – на­кры­ва­ло бар­ха­на­ми и пе­соч­ны­ми бу­ря­ми, а се­год­ня даже ранее бес­ком­про­мисс­но чер­ная пу­сты­ня Мир­дальс­сан­дюр го­сте­при­им­но си­не­ет лю­пи­на­ми.

От­но­си­тель­но вы­со­ко­рос­лый люпин, или «аляс­кин­ский волк», за­мор­ским пав­ли­ном ша­га­ет по ост­ро­ву ин­ва­зив­ной – не по­бо­юсь этого слова – мо­но­куль­ту­рой, за­те­няя и вы­тес­няя здеш­ние по-есе­нин­ски за­стен­чи­вые мхи, ли­шай­ни­ки, низ­ко­рос­лый ку­стар­ник и чер­ни­ку. Рвет ис­ланд­ское би­о­раз­но­об­ра­зие, как волк ба­раш­ка. Срав­не­ние с вол­ком не слу­чай­но, по­то­му что в ла­ты­ни слово «lupinus» про­ис­хо­дит от слова «lupus» – «волк». Есть один уте­ши­тель­ный мо­мент: за­ме­че­но, что через 15-20 лет ко­ло­ния лю­пи­нов может «де­ге­не­ри­ро­вать» и ис­чез­нуть, оста­вив после себя пло­до­род­ную почву, на ко­то­рые в конце кон­цов вер­нут­ся за­стен­чи­вые мхи. Может, но не хочет. И не факт, что за­хо­чет – во вся­ком слу­чае, по всей Ис­лан­дии.

Пред­ло­же­но ре­ше­ние: скре­стить горь­кий, то есть вы­со­ко-ал­ка­ло­ид­ный аляс­кин­ский люпин, ко­то­ро­го чу­ра­ют­ся ис­ланд­ские ба­ра­ны, с низко-ал­ка­ло­ид­ным слад­ким лю­пи­ном, при­год­ным в пищу скота. Тогда ба­ра­нье на­се­ле­ние Ис­лан­дии устре­мит­ся на лю­пи­но­вые луга и само нач­нет кон­тро­ли­ро­вать рас­про­стра­не­ние этой по­лез­ной, но на­халь­ной, куль­ту­ры.

3moco

super boch, super star!

Слово «ал­ка­ло­и­ды» у меня на­ве­я­ло при­ят­ные вос­по­ми­на­ния о ПИВЕ и стран­ных жел­тых бобах, ко­то­рые со­про­вож­да­ют его по­да­чу в Пор­ту­га­лии. На­зы­ва­ют­ся они «tremoços» – от араб­ско­го «al-turmus». И это бобы лю­пи­нов! По­доб­но олив­кам, лю­пи­но­вые бобы вы­дер­жи­ва­ет­ся неко­то­рое время в со­ле­ной воде. Ве­ро­ят­но, по­то­му, что сре­ди­зем­но­мор­ские лю­пи­ны от­но­сят­ся к горь­кой вы­со­ко-ал­ка­ло­ид­ной раз­но­вид­но­сти, и без соли и пинты в пищу не ка­на­ют (хоть и го­во­рят, что пор­ту­галь­ские лю­пи­ны жел­то­го цвета го­дят­ся для скота и птицы).

За­кус­ка стран­ная, но по­лез­ная. Все в один голос так твер­дят: лю­пи­ны со­дер­жат много белка, клет­чат­ки, но зна­чи­тель­но мень­ше жира и масла, чем, ска­жем, со­ле­ные ореш­ки и про­чие «пи­нат­сы». За­би­ва­ют брюхо, по­мо­гая ху­деть (или остав­ляя боль­ше места для пива). Сти­му­ли­ру­ют ра­бо­ту ки­шеч­ни­ка. Со­дер­жат мно­же­ство аг­ри­ни­на – ами­но­кис­ло­ты, сни­жа­ю­щей со­дер­жа­ние са­ха­ра и хо­ле­сте­ри­на в крови. Ока­зы­ва­ют ан­ти­ок­си­дант­ный эф­фект. По­след­нее, кста­ти, под­твер­жда­ет­ся ис­ланд­ским опы­том, где некий Айвар с самой зари лю­пи­но­вой экс­пан­сии на ост­ро­ве про­да­ет из лю­пи­на спе­ци­аль­ный на­пи­ток, по­вы­ша­ю­щий им­му­ни­тет. Этот на­пи­ток ре­ко­мен­до­ван он­ко­ло­ги­че­ским боль­ным.

Итак, да будет “Homo homini lupinus est” – че­ло­век че­ло­ве­ку лю­пи­ном! А если ис­ланд­цам не удаст­ся вы­ве­сти пи­ще­при­год­но­го для овец сорта по­след­не­го, непре­мен­но надо стро­ить на ост­ро­ве завод по вы­пус­ку ан­ти­ок­си­дант­ной за­ку­си к пиву.

Но по­ми­мо лю­пи­но­вой в Ис­лан­дии про­те­ка­ет еще одна АГРИ-Куль­тур­ная Ре­во­лю­ция: РАП­СО­ВОЯ, о ко­то­рой – учи­ты­вая ее зна­чи­мость – я толь­ко начну свой рас­сказ. Гек­та­ров два­дцать рапса про­из­рас­та­ет у фер­ме­ра Оула­вю­ра Эг­гертссо­на, ко­то­ро­го мы неиз­мен­но по­се­ща­ем в ходе экс­кур­сии «Южный Берег». С ним все ясно: био­ди­зель и масло для че­ло­ве­че­ско­го по­треб­ле­ния. Весь ис­ланд­ский флот во­до­из­ме­ще­ни­ем 275 тысяч мет­ри­че­ских тонн можно це­ли­ком пе­ре­ве­сти на био­ди­зель из рапса, если за­се­ять этой ка­пуст­но-тур­неп­со­вой куль­ту­рой лишь 2,2% ис­ланд­ской тер­ри­то­рии в 103 000 квад­ро-ки­ло­мет­ров!

Меня, как фи­ло­ло­га, в этой ис­то­рии боль­ше всего за­ин­те­ре­со­ва­ли на­зва­ния. Как-то уви­дел в Се­вер­ной Аме­ри­ке на полке чрез­вы­чай­но по­лез­ный про­дукт под на­зва­ни­ем «canola oil», и не понял, с чем, соб­ствен­но, его ас­со­ци­и­ро­вать. Затем, уви­дев где-то уви­дел бу­ты­лоч­ку масла с эти­кет­кой «rapeseed oil», от­кро­вен­но охре­нел: что за мар­ке­тинг такой: «масло из спер­мы на­силь­ни­ка» – кто купит ТАКОЕ?

Ока­за­лось, все про­сто: «canola» – это «Can(ada)+o(il)+l(ow)+a(cid)» – ка­над­ское низ­ко­кис­лот­ное масло. В годы вто­рой ми­ро­вой войны вырос спрос на го­рю­че-сма­зоч­ные ма­те­ри­а­лы в Ве­ли­ко­бри­та­нии, ока­зав­шей­ся от­ре­зан­ной от по­ста­вок из Юго-Во­сточ­ной Азии. И под рапс за­са­ди­ли бес­край­ние про­сто­ры Ка­на­ды. Когда война за­кон­чи­лась, на­ча­ли ку­ме­кать, как бы это рап­со­вое бо­гат­ство кон­вер­ти­ро­вать в мир­ное добро. В се­ми­де­ся­тых ка­над­ское рап­со­вое масло, при­год­ное как для трак­то­ра, так для люд­ско­го по­треб­ле­ния, со­здал некий Баль­дюр Сте­фанс­сон (1919-2002). «Отец ка­но­лы», сын ис­ланд­ских эми­гран­тов в Ма­ни­то­бу, ве­те­ран войны с на­сто­я­щи­ми (а не вы­мыш­лен­ны­ми) фа­ши­ста­ми, Баль­дюр был ка­ва­ле­ром Ис­ланд­ско­го Ор­де­на Со­ко­ла, Ма­ни­тоб­ско­го Ор­де­на… Ма­ни­то­бы и Ка­над­ско­го Ор­де­на… – пра­виль­но, Ка­на­ды! А также Ор­де­на Охоты на Би­зо­на!

Я неиз­ле­чи­мо со­вет­ский че­ло­век, и о мир­ном труде и бо­та­ни­че­ском по­дви­ге ор­де­но­нос­но­го се­лек­ци­о­не­ра то­ва­ри­ща Сте­фанс­со­на мне за­хо­те­лось рас­ска­зать от­дель­но. Про­дол­же­ние сле­ду­ет…

Пу­те­ше­ствие по Юж­но­му Бе­ре­гу Ис­лан­дии можно за­ка­зать здесь.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.