Ас-Сури у двериСирийские беженцы в Исландии

Вчера сотни ис­ланд­цев вышли на де­мон­стра­цию, чтобы по­тре­бо­вать от пра­ви­тель­ства при­нять боль­ше си­рий­ских бе­жен­цев. В ав­гу­сте 12000 ис­ланд­цев мгно­вен­но от­клик­ну­лись на фейс­буч­ный при­зыв Брын­дис Бьёрг­вин­сдо­ут­тир раз­ме­стить по домам бе­до­лаг из Сирии. По­след­няя про­сла­ви­лась сна­ча­ла пи­са­тель­ством, а недав­но стра­нич­кой на фейс­бу­ке: «Kæra Eygló Harðar – Sýrland kallar» («До­ро­гая Ей­г­лоу [Ми­нистр со­ци­ал­ки]: Сирия зовет!»). Брын­дис ста­ви­ла скром­ную цель: под­нять при­ня­тую Ис­лан­ди­ей квоту с 50 до 55 бе­жен­цев.

Ásmundur Sveinsson, Аусмундур Свейнссон, Сад скульптур, Рейкьявик, Исландия, photo Stasmir

Сад скульптур Аусмундура Свейнссона

И ее пе­ре­вы­пол­ни­ла: Ис­лан­дия, ве­ро­ят­но, пой­дет на все 500! Вче­раш­ние де­мон­стран­ты скан­ди­ро­ва­ли на ан­глий­ском: «Say it loud, say it clear, refugees are welcome here». Вы­сту­па­ли Си­гри­дюр Виг­дис Йо­ун­сдо­ут­тир, пред­ста­ви­тель ЮНИ­СЕФ и автор книги «Ríkisfang: Ekkert» (На­ци­о­наль­ность: от­сут­ству­ет), Стей­нюнн Бьёрн­сдо­ут­тир, пас­тор церк­ви Хатль­грим­скир­ха, Джо­ва­на Пав­ло­вич, сту­дент­ка по­ли­то­ло­гии, бе­жав­шая в 1999 году в Ис­лан­дию от бал­кан­ской войны.

Dritvík, Epine Trawler, Залив Дритвик, остатки британского траулера, Снайфедльснес, Западная Исландия, photo Stasmir

Залив Дритвик

Джо­ване было шесть, когда она вме­сте с ро­ди­те­ля­ми ока­за­лась в Ис­лан­дии. Она рас­ска­за­ла о своем опыте: «Когда бо­решь­ся за жизнь, а страх того, что по­гиб­нешь, по­сто­я­нен – этого не за­быть. А бе­жен­цы цеп­ля­ют­ся за жизнь, спа­са­ясь от бомб и войны. Толь­ко они знают, ка­ко­во это. Они, и никто дру­гой».

Hótel Borg, Отель Борг, Рейкьявик, 101 Рейкьявик, Photo Stasmir

Отель \"Борг\"

В Ис­лан­дии 25 му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов со­гла­си­лись при­нять у себя бе­жен­цев, а 1000 ис­ланд­цев вы­зва­лись без­воз­мезд­но по­мо­гать «Крас­но­му Кре­сту». В Пар­ла­мен­те было вне­се­но пред­ло­же­ние при­вез­ти в Ис­лан­дию 500 бе­жен­цев, ко­то­рое под­дер­жа­ли все вечно гры­зу­щи­е­ся пар­тии.

Эйрабакки, памятник рыбаку, Южный Берег Исландии, Photo Stasmir

Эйрабакки

Я про­чи­тал и вы­слу­шал нема­ло ерун­ды по по­во­ду си­рий­ских бе­жен­цев. В Рос­сии все и с той, и с дру­гой сто­ро­ны вдруг страш­но за­вол­но­ва­лись по по­во­ду ев­ро­пей­ской иден­тич­но­сти. С чего бы это вдруг? Мы же Ев­ро­пу пре­зи­ра­ем…

Skógafoss, Скоугафосс, Южный Берег Исландии, photo Stasmir

Скоугафосс

С 1990 года я сам им­ми­грант. Всего до­би­вал­ся сам, а тут людям дадут за­да­ром. Но мне не жалко.

Вот, как я думаю, что про­изо­шло:

Воз­ник оче­ред­ной кри­зис. Сна­ча­ла иг­но­ри­ро­ва­ли. Потом фут­бо­ли­ли по сре­ди­зем­но­мор­ским пе­ри­фе­ри­ям. У кого всплы­вут – того и та­поч­ки. Затем по­ня­ли, что все­рьез, и ре­ши­ли сде­лать хо­ро­шую мину при пло­хой игре. Объ­еди­нить людей, со­ли­да­ри­зи­ро­вать доб­ром, а не нена­ви­стью. Де­вать­ся все равно неку­да. После Сирии и Ирака при­дет­ся при­нять боль­шую часть Аф­ри­ки, где все ре­аль­но сго­ре­ло по при­чине под­сев­ше­го кли­ма­та.

Ев­ро­па, го­во­ри­те, ни­ко­гда не будет преж­ней? Да она живая, а не музей же с му­ми­я­ми, па­ри­ка­ми Лю­до­ви­ков, ле­дер­хо­зе­на­ми и чаем в пять ве­че­ра! Ни­че­го не ме­ня­ет­ся толь­ко в Мав­зо­лее Ле­ни­на! Хо­чешь быть силь­ным – бери от­вет­ствен­ность. Не бойся оши­бок. По­мо­гай. За Ев­ро­пу не страш­но. В оди­ноч­ку никто не спа­сет­ся. А вме­сте есть шанс.

Dyrhólaey, Дирхоулаэй, Южный Берег Исландии, photo Stasmir

Дирхоулаэй

1 комментарий

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.