Адвент по-исландскиДевятый из Йоласвейнаров

Про­дол­же­ние. На­ча­ло здесь.

20 де­каб­ря в Ис­лан­дию явил­ся де­вя­тый «юль­ский па­рень»: «Bjúgnakrækir». По-рус­ски его пред­ла­га­ют на­зы­вать Кол­ба­со­хва­том, по­то­му что он та­ит­ся где-то в бал­ках под кры­шей, ожи­дая воз­мож­но­сти сты­рить коп­тя­щу­ю­ся со­сис­ку.

Де­вя­тый был кол­бас­ник –
Но сам он не коп­тил.
А пря­тал­ся под кры­шей
Меж балок и стро­пил:
Где кол­ба­са сви­са­ла –
В саже и в дыму –
Тас­кал её умело,
Тюрь­му пре­зрев, в суму.

В общем, наш че­ло­век. Ори­ги­нал здесь, пе­ре­вод мой. Чув­ствую, что от рож­де­ствен­ско­го ка­лен­да­ря от­стаю, а «йо­ла­свей­на­ры» сып­лют­ся с гор, как в древ­ней ком­пью­тер­ной игре, где надо было бе­гать с кор­зи­ной по пе­ри­мет­ру и ло­вить яйца. Во все уско­ря­ю­щем­ся ритме.

Муд­рость дня: «Чем ближе к Рож­де­ству, тем жир­нее Деды Мо­ро­зы». На­ро­ды убыст­ря­ют­ся, «не чуя под собою стра­ны», мир сужа­ет­ся в ам­бра­зу­ру празд­нич­но­го стола, на ко­то­рый нель­зя по­ста­вить лю­би­мые гам­бур­ге­ры, пиццы и спа­гет­ти бо­ло­нье­зе, а нужно вы­тан­цо­вы­вать какие-то слож­ные эт­ни­че­ские «ку­ле­бя­ки» со­мни­тель­ной аутен­тич­но­сти. Боль­шин­ство ев­ро­пей­ских на­ро­дов еще лет сорок назад пи­та­лось крайне скуд­но, а при вы­бо­ре блюд на празд­нич­ный стол ру­ко­вод­ство­ва­лось ис­клю­чи­тель­но со­об­ра­же­ни­я­ми эко­но­мии. Затем при­ш­ла эпоха гло­ба­ли­за­ции рож­де­ствен­ских ми­сте­рий с коко-коль­ным Сан­той, и мир на­вод­нил­ся «тур­ка­ми», «перу» и про­чи­ми де­ше­вы­ми и сыт­ны­ми ин­дюш­ка­ми, ко­то­рых стали успеш­но вы­да­вать за тра­ди­ци­он­ную рож­де­ствен­скую пищу. Чуть позже на­сту­пил ре­нес­санс «ста­ро­го, доб­ро­го, на­род­но­го»: в про­шлом «ни­ще­брод­ская» пища ре­а­би­ли­ти­ро­ва­лась и пе­ре­жи­ла ап­грейд в ста­тус­но-пат­ри­о­ти­че­скую.

В Ис­лан­дии на рож­де­ствен­ский стол вдруг за­порх­ну­ла «rjúpa» – тунд­ря­ная ку­ро­пат­ка. В былые вре­ме­на ее вку­ша­ли толь­ко без­зе­мель­ные бед­ня­ки, по­сколь­ку еды в этой пи­чу­ге тра­ги­че­ски мало. Ее ва­ри­ли це­ли­ком и упо­и­тель­но ко­па­лись в хря­щи­ках. Се­год­ня бо­га­тые и пат­ри­о­тич­ные ис­ланд­цы го­то­вят фи­лей­ную часть ку­ро­пат­ки, по­да­вая ее в «клас­си­че­ском соусе» из меда, олив­ко­во­го масла, ти­мья­на, соли и перца.

Гвоз­дем нор­маль­но­го ис­ланд­ско­го рож­де­ствен­ско­го стола тра­ди­ци­он­но был «hangikjöt» – коп­че­ная (и под­ве­шен­ная) ба­ра­ни­на. Она-то и сви­са­ла с де­ре­вян­ных пе­ре­кры­тий в кухне, либо в сарае для коп­че­ния. Ей и про­мыш­лял Кол­ба­со­хват. Хан­ги­кьёт по­да­ет­ся в соусе бе­ша­мель с ми­ни­а­тюр­ной, но вкус­ной ис­ланд­ской кар­тош­кой, и с крас­ной ка­пу­стой.

Гам­бур­гер на ис­ланд­ский рож­де­ствен­ский стол по­ста­вить можно. И нужно. Толь­ко не в форме кот­ле­ты между двумя лом­тя­ми. А в виде «hamborgarhryggur» – коп­че­ной сви­ни­ны в ме­до­вом соусе с ана­на­сом (из банки), не один час про­то­мив­шей­ся в ду­хов­ке.

Еще мне за­пом­ни­лась при­го­тов­ле­ние кар­тош­ки, ко­то­рым я овла­дел на заре моей жизни в Ис­лан­дии, тру­дясь в доме пре­ста­ре­лых. В ско­во­род­ке из бе­ло­го в ко­рич­не­вое со­сто­я­ние пла­вит­ся сахар, затем в этом ка­ра­ме­ли­зи­ро­ван­ном си­ро­пе вы жа­ри­те кар­тош­ку. По­верь­те, это слож­ная про­це­ду­ра: да­ет­ся не сразу и не всем!

В этом году мне пред­сто­ит Рож­де­ство в Пор­ту­га­лии, где на­ци­о­наль­ное и рож­де­ствен­ское блюдо – ба­ка­ляу, то есть су­ше­ная и со­ле­ная трес­ка. Ее про­из­во­дят в Ис­лан­дии и Нор­ве­гии, по­то­му что в пор­ту­галь­ских водах трес­ки от­ро­дясь не было. Го­во­рят, пор­ту­галь­ские флоты хо­ди­ли в се­вер­ные воды за трес­кой ещё при ко­ро­ле Жауне Пер­вом в 1385—1433 гг. Когда-то ба­ка­ляу была де­ше­вой едой бед­ня­ка. Пор­ту­галь­цы на­зы­ва­ют ее «peixe de inverno», то есть «зим­няя рыба», по­то­му что сар­ди­ны в это время по­лу­ча­ют­ся не до­ста­точ­но жир­ные. Ба­ка­ляу слу­жит укра­ше­ни­ем пор­ту­галь­ско­го рож­де­ствен­ско­го стола: Со­чель­ник тех­ни­че­ски при­хо­дит­ся на Пост, а ба­ка­ляу тех­ни­че­ски яв­ля­ет­ся рыбой. Прав­да, чтобы при­ве­сти ее в мало-маль­ски съе­доб­ный рыб­ный вид, су­ше­ную «мо­чал­ку» надо не мень­ше двух суток вы­ма­чи­вать.

Пор­ту­галь­цы по­треб­ля­ют до семи ки­ло­грамм со­ле­ной трес­ки на душу на­се­ле­ния, что со­от­вет­ству­ет 30% всей трес­ки, до­бы­ва­е­мой на пла­не­те. При­зна­юсь: с ею вку­сом я пока не разо­брал­ся. Мне све­жая трес­ка ближе, чем «клиппфиск», как на­зы­ва­ют ба­ка­ляу нор­веж­цы и ис­ланд­цы. Но пер­вым гер­бом Ис­лан­дии была раз­ло­жен­ная кни­жеч­кой ба­ка­ляу!

С на­сту­па­ю­щим!

Конец по­вест­во­ва­ния здесь. А здесь можно за­ка­зать ВКУС­НОЕ ПУ­ТЕ­ШЕ­СТВИЕ в Ис­лан­дию.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.