День позавчера был мальчиковый. В машинки поиграем? Хотя лавры Джереми Кларксона меня не манят. Столько лет работаю гидом-водителем, что четырехколесные всякий секс-эпил потеряли, став (как в том анекдоте про жрицу любви в отпуске) «станками». Посмотрел смешное, но правдивое видео внизу. Там помимо прочего утверждается, что турист, арендующий машину в Исландии, должен быть готов выложить 5000 евро за микроскопическую царапину на корпусе, имеющую к нему отношения не больше, чем к выборам гондурасского (или, скажем, исландского!) президента. Прошлым летом нечто подобное произошло со мною. Расскажу скупо и деловито: без загогулин.
Читатель! Арендуя машину в Исландии, приобретай дополнительную страховку – Super CDW (Collision Damage Waiver)! Она снижает до смешных нескольких сотен евр твою ответственность за нанесенный машине ущерб. Бывают еще страховки против гальки, щебёнки и разбитых стекол. Против всего в жизни не застрахуешься. Но и они – в зависимости от цены – могут оказаться полезными: камни, летящие от безбашенной езды других водителей, играючи секут лобовые стекла и luck’o’красочное покрытие!
Ни одна из страховок не покрывает ущерб от воды при пересечении вброд рек (читай «Зачем исландцы топят джипы?»), а также увечья, полученные машиной в стороне от дороги или джиповой тропы. Последние на исландских картах помечены буквой «F»: не от грязного английского ругательства (хотя, когда едешь по таким дорогам, испытываешь весь каскад F-эмоций!), а от исландского слова «fjallavegur», что переводится как «горный» (а не «f***ing»!) путь. В договоре должно быть четко прописано, что машина пригодна для «F» в хвост и в гриву. Еще лучше, если прямо на торпеде наклеено «Suitable for F-roads» или нечто подобное, потому что в отношении этих «F-roads» имеются хитрости и разночтения. И последнее: если утопить арендованный джип в коварной реке Кроссау перед высокогорной базой Торсмёрк, вина ляжет на Вас, даже если машина числится «F-пригодной».
Я беру машины только у крупных фирм, потому что дешевка дорого обходится в работе. В Исландии с ее безумными природными условиями выбирать между хорошей машиной и плохой, исправной и неисправной – серьезнее, чем выбирать между «Айфоном» и «Гэлэкси»: тут вопрос жизни или смерти! В последние годы в Исландии развелось множество якобы «дешевых» – а на самом деле наоборот – фирм по аренде машин: чаще всего у них просто в условиях страхования прошит «попандос», при этом сами машины ни к черту не годятся!
В прошлом году у одной из таких «эконом-фирм» мне арендовала джип туристическая фирма. Без страховки. Я бы купил эту страховку, но джип мне выдали с полуторачасовым опозданием. Из аэропорта звонили недовольные клиенты: я что-то подписал набегу и помчался к ним. Оказалось, подписал про собственную ответственность в размере несколько тысяч евро. На карточке денег, впрочем, не заморозили, и я выбрал не волноваться, а решать проблемы по мере возникновения. Машинка сразу показалась грустной и обильно исцарапанной: я спешно зафиксировал ее на «айфон». Что не вызвало возражения у девушки из фирмы. Она заявила, что фотографировать машину почему-то можно только на следующий день, когда та высохнет!
Джип назывался «Dodge Durango». Числился под номером «SU716»: то ли «Soviet Union», то ли что-то аналогично «красноармейское» – Сухой? В любом случае, запоминающийся номер! И вот я пристегиваю раллийные подтяжки на сидении – как Джереми Кларксон или его дружок Стиг – и начинаю рассуждать про машину. Первое: на протяжении всего маршрута мой «Додж» пользовался невероятной популярностью у рогатых обитателей острова. Овцы не скрывали кокетливого интереса к трехмерному барану на радиаторе – логотипу «Доджа», а самцы ревниво преграждали машине дорогу.
Второе, хвалебное. Из конюшни «доджей» люблю «Chrysler Home and Country». Бензина жрет довольно много, но у него боковые двери шторкой с обеих сторон, и легко складываются сидения второго ряда. Как и у «Дюранго».
Третье – негативное: и у «Крайслера», и у «Доджа» нелогичная подсветка приборной доски: приборы горят ярко только при том условии, что в салоне на потолке включен свет! Там же под потолком над очечником выведены часы и бортовая статистика. Задрав башку и пощелкав кнопкой «режим», можно вывести средний расход топлива и «вскидку» до пустого бака.
Средний расход бензина на дисплее находился в районе 25 литров на 100 километров, хотя по результатам тура почему-то получилось все 35 – больше, чем у автобуса! Ездили мы от заправки до заправки, всей группкой тревожно сравнивая километры до АЗС на навигаторе с километрами до пустого бака на потолке. Временами потолочный предсказатель менял показания в лучшую или в худшую сторону. Это происходило тогда, когда машина долго карабкалась в гору или спускалось с нее. То есть всегда: Исландия – страна далеко не плоская! В общей сложности за 2350 километра кругового маршрута с заездом в Западные и Восточные Фьорды, на полуостров Снайфедльснесс и на Ландманналёйгар «Додж» напил бензина на 1100 евро!
Машина была как-то постоянно, но неуловимо неисправна! Я бы ее поменял, но уже на второй день нашего путешествия мы были в Стиккисхоульмюре, а на третий поплыли на Западные Фьорды. Там о помощи мечтать не приходится! Я постоянно обсуждал странное поведение машины с кем-то в фирме по телефону. Мне внушали, что пока машина не развалилась совсем, ее надо гнать вперед.
Запомнился один факт. Перед городком Нескёйпстадюр (его называют «Исландской Москвой» за вечно «красных» мэров – хотя когда, в сущности, Вы встречали в Москве «красного» мэра?) в неприступных Восточных Фьордах лежит перевал Оддскард. Длина 7 километров, средний уклон 9,5%. Третья по сложности дорога в Исландии. На ней под «Доджем» с пассажирами и чемоданами закипела автоматическая трансмиссия. Мы долго стояли в тумане, ожидая, пока она охладится. Добравшись до отеля, я позвонил в фирму. Мне даже не пришлось рассказывать, где с нами стряслось приключение: машины марки «Dodge Durango», сообщили мне, в груженом состоянии перевал Оддскард не берут! Интересно, ВСЕ машины марки «Дюранго» или только конкретно эта?
На Ландманналёйгар у нас выкипел радиатор. Не был пробит, просто изошел паром. Технически мудрый турист Кирилл продиагностировал, что от неоднократного преодоления рек намок и начал проскальзывать ремешок: скажем, вентилятора. Весь перегрев лег на радиатор, и он не выдержал! Допустим, но на других машинах у меня ничего подобного не случалось! Мы бегали всем дружным коллективом вперед-назад по полям пемзы к речке, чтобы заполнить пустые бутылки из-под «Кока-колы» и залить в радиатор. В последующие дни радиатор работал нормально.
В предпоследний день путешествия я остановился у ущелья Фйаурдарглювюр. Там установили незаметные синие знаки с названием ущелья. День был предфинальный, и я, расслабившись, подал машину назад, царапнув заднее крыло о жестяной знак и отколов миллиметр пластика с заднего фонаря!
Я берегу карму и все делаю по совести. К тому же в Исландии уверен, что смогу со всеми договориться. Поэтому, возвращая машину, чистосердечно рассказал, как было. Машина ушла на мойку, откуда вернулась с надписью «Islandia» через весь правый бок – от носа до хвоста! Сотрудница фирмы, которую – если верить ее подписи на протоколе – тоже звали «Исландия» (такого имени просто нет!), потребовала, чтобы я прямь на месте отстегнул ей три штуки евро. У меня столько не было: все сгорело в баке «Доджа».
Было поздно, а на следующее утро бежать к новой группе, и я отдал девушке все, что было: 700 евро. Даже в дорогущей Исландии этого достаточно, чтобы заменить задний фонарь и получить сдачу. Стал ждать эту сдачу, но не дождался и позвонил юристу. Тот связался с владельцами «Доджа», которые поспешно нарисовали счет страниц на восемь. На причудливом сочетании английского и исландского.
В счете перечислялась покраска двух боковых дверей, задней двери, порожков, крыльев, разбор каких-то динамиков и стекол, клипсы, прокладки и материалы. Мне предлагалось оплатить перекраску чуть ли ни всей машины. Причем в семидневный срок, чего не бывает. Даже административные штрафы в Исландии можно выплачивать в многолетнюю рассрочку, а не одним куском. Мне кто-то звонил и угрожал из фирмы: по неясной причине я числился у них поляком. Мне сказали, что пожизненно запретят въезд в страны Евросоюза! Согласитесь, богато: от дяденьки, который всего лишь сдает в аренду машины-развалюхи!
Юристы все решили, но по моим розовым очкам в отношении Исландии потекли – как по окошку после землетрясения – трещины. Даже маленький кусочек откололся: как от фонаря того «Доджа». Посмотрите, граждане, что туристический бум со страной сделал! И ведь не я один такой: об этом сейчас в Исландии много пишут!
Зато «Дюранго» обрел вторую жисть… и вторую жесть… подкрасился, помолодел, изготовился по весне снова бегать за курчавыми исландскими овечками. Интересно, кому он достанется, где снова закипит? С прошедшим мужским праздником! Будьте бдительны, граждане!