Волны в сникерсахЧернуха на чёрном пляже

Волны в сни­кер­сах вле­кут еще од­но­го – вер­нее, целую «тол­пень – слить­ся в пе­ни­стом экс­та­зе с со сту­де­ны­ми во­да­ми Се­вер­ной Ат­лан­ти­ки. На лю­би­тель­ском «видóсе» внизу пре­да­тель­ские «от­бой­ные» (так, ве­ро­ят­но, пра­виль­но пе­ре­во­дить на рус­ский «sneaker waves») мочат – к сча­стью, неле­таль­но – по­гло­щен­ных «се­бяш­кин­гом» ту­ри­стов. А автор видео са­мо­влюб­лен­но тал­ды­чит за кад­ром, что все – ра­зу­ме­ет­ся, кроме него са­мо­го – по­го­лов­но «иди­отс».

Я невы­со­ко­го мне­ния о ту­ри­стах, у ко­то­рых неред­ко на­чи­сто от­сут­ству­ет ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния, но в дан­ном слу­чае и сам опе­ра­тор ай­фо­на может пре­тен­до­вать на Пре­мию Дар­ви­на. Могу оши­бать­ся, но судя по дис­по­зи­ции, он воз­вы­ша­ет­ся на ба­заль­то­вой ко­лонне, от­ку­да не так давно дру­гая волна на­смерть ско­выр­ну­ла ки­тай­ско­го ту­ри­ста. После этого несчаст­но­го слу­чая кто-то в Ис­лан­дии неудач­но по­шу­тил, что те­перь по­бе­ре­жье можно смело на­зы­вать «Chinese takeaway». Неудач­но, по­то­му что такое может слу­чит­ся с любым – не толь­ко с ки­тай­цем. И даже если ост­ров­ной ис­лан­дец знает лучше ма­те­ри­ко­вых жи­те­лей, что оке­ан­ские волны непред­ска­зу­е­мы, это еще не де­ла­ет его ге­ни­ем, а всех осталь­ных иди­о­та­ми.

Но да­вай­те по по­ряд­ку:

  • На­зва­ние по­бе­ре­жья. Рус­ский ин­тер­нет неред­ко ве­ли­ча­ет его «пляж пер­сты трол­лей», ан­глий­ский скуд­но пред­ла­га­ет «black sand beach» (как будто в Ис­лан­дии буй­ство кра­сок на по­бе­ре­жье, а не по­все­мест­ный – кроме, по­жа­луй, за­пад­ной части – чер­ный песок), у ки­тай­цев бы­ту­ет какой-то то ли «Johny beach», то ли «Jimmy beach». То­по­гра­фи­че­ские на­зва­ния со­вре­мен­ный че­ло­век вос­при­ни­мать ка­те­го­ри­че­ски не готов, но на ис­ланд­ском по­бе­ре­жье име­ну­ет­ся «Reynisfjára», тор­ча­щие из оке­а­на скалы – «Reynisdrangar», гора вы­со­той в 340 мет­ров – «Reynisfjall», ну и так далее. Был, го­во­рят, некий пер­во­по­се­ле­нец в этих краях – Reyni-Björn. В честь него все и на­зва­но. Вы спро­си­те: чем по­лез­на эта ин­фор­ма­ция? От­ве­чаю: ис­поль­зо­ва­ние то­по­гра­фи­че­ских на­зва­ний поз­во­ля­ет осмыс­лен­но об­суж­дать марш­рут. Когда меня про­сят по­ехать туда, где «круто, но на­зва­ние непро­из­но­си­мое», от­ве­чаю, что охот­но бы по­ехал, но уже обе­щал ехать в дру­гое место с непро­из­но­си­мым ис­ланд­ским на­зва­ни­ем ту­ри­сту с непро­из­но­си­мым рус­ским име­нем. Об­ще­из­вест­но, что всех жен­щин в Рос­сии зовут «На­та­ша», а муж­чин «Саша», при­чем и те и дру­гие без­бреж­но «круты», а по­то­му за­по­ми­нать иные имена неце­ле­со­об­раз­но.

  • В 1991 года жур­нал «National Geographic» рас­тру­бил по миру о ни­ко­му не из­вест­ном по­бе­ре­жье на юге да­ле­ко­го се­вер­но­го ост­ро­ва, вклю­чив Рей­нис­фй­а­у­ру в де­сят­ку самых жи­во­пис­ных нетро­пи­че­ских пля­жей пла­не­ты. Затем по­сле­до­ва­ли «Condé Nast», а потом и рей­тин­ги-шмей­тин­ги типа «Trip Advisor». На без­люд­ном пляже, где рань­ше можно было встре­тить лишь встре­во­жен­ную люд­ской бес­печ­но­стью ов­чар­ку ис­ланд­ской по­ро­ды, огром­ные ав­то­бу­сы на­ча­ли раз­гру­жать «пак­сов» (так в ту­риз­ме ве­ли­ча­ют пас­са­жи­ров).
  • На по­бе­ре­жье по­гиб­ло – по­правь­те меня, если оши­ба­юсь – три че­ло­ве­ка. Раз­ных на­ци­о­наль­но­стей – из США, Китая, Гер­ма­нии. Знаки, пре­ду­пре­жде­ния, ограж­де­ния, спа­са­тель­ные круги на месте, но люди про­дол­жа­ют гиб­нуть и тер­петь уве­чья. Не уве­рен, что дело в том, что одни иди­о­ты, а дру­гие нет: мы все оди­на­ко­во бес­по­мощ­ны пред лицом сти­хии.
  • Ба­заль­то­вых пещер на пляже на моей па­мя­ти было то ли три, то ли че­ты­ре. Пред­по­след­няя из них об­ру­ши­лась, ка­жет­ся, в 2013 году. Про­шлым летом часть горы рух­ну­ла на людей: по­стра­дал ре­бе­нок. Пляж сна­ча­ла за­кры­ли, потом снова от­кры­ли, по­ве­сив жел­тые по­ли­цей­ские лен­точ­ки на ко­лыш­ки. Лен­точ­ки вме­сте с ко­лыш­ка­ми тут же смыл при­бой. Гора Рей­нис­фй­адль про­дол­жа­ет осы­пать­ся в том самом на­прав­ле­нии, где когда-то ее со­еди­нял пе­ре­ше­ек с тор­ча­щи­ми из моря ба­заль­то­вы­ми кéку­ра­ми. Снизу волны, свер­ху кам­не­пад – пер­спек­ти­вы у этого ту­ри­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния прямо ска­жем не ра­дуж­ные. Его обе­ща­ют пер­ма­нент­но за­крыть, но по­че­му-то этого не де­ла­ют. В по­след­нем эпи­зо­де на видео, кста­ти, тоже не обо­ш­лось без боль­ни­цы.
  • «Я – ис­то­рик, – под­твер­дил уче­ный и до­ба­вил ни к селу ни к го­ро­ду: – Се­год­ня ве­че­ром на Рей­нис­фй­а­у­ре будет ин­те­рес­ная ис­то­рия!». Не надо быть Во­лан­дом, чтобы пред­ска­зать, что тра­ги­че­ские со­бы­тия на пляже Рей­нис­фья­ра (аль­тер­на­тив­ная транс­ли­те­ра­ция) про­дол­жат­ся. Театр на­чи­на­ет­ся с ве­шал­ки, а до­сто­при­ме­ча­тель­ность с пар­ков­ки. Пар­ков­ка здесь на­по­ми­на­ет базар из лихих де­вя­но­стых. Это ка­мен­ное поле без раз­мет­ки, разъ­ез­жен­ное до глу­бо­ких дыр. На нем стал­ки­ва­ют­ся ма­ши­ны, ру­га­ют­ся ту­ри­сты из раз­ных стран. Ветер вы­ры­ва­ет из рук двери арен­до­ван­ных машин и хло­па­ет о со­сед­ние авто. Зимой в ко­ле­ях скап­ли­ва­ет­ся лед и вода, и ту­ри­сты ко­по­шат­ся среди ма­нев­ри­ру­ю­щих машин и ав­то­бу­сов, пы­та­ясь прой­ти,  на за­мо­чить ног. Дру­гие па­да­ют на об­ле­де­нев­шие камни. Ха­о­тич­но бро­шен­ные где по­па­ло ма­ши­ны бло­ки­ру­ют ав­то­бу­сы. Все это может при­ве­сти к новым тра­ге­ди­ям, но пока Тор не гря­нул, Ра­г­нар не по­че­шет­ся.

За­ка­зать БЕЗ­ЛЮД­НОЕ ПУ­ТЕ­ШЕ­СТВИЕ ПО ИС­ЛАН­ДИИ можно ЗДЕСЬ.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.