Исландское Общество заключенных и лиц, заинтересованных в улучшении арестантской доли, горько оплакивает решение Министра юриспруденции г-жи Ауслёйг Арны Сигрурбьёрнсдоуттир о закрытии тюрьмы в городе Акюрейри. Общество призывает «Министршу» ознакомиться с вопросом подробнее, рассмотрев его во всей его многогранности.
В официальном коммюнике Общества указывается на то, что среди заключенных и тюремщиков данного объекта пенитенциарной системы царят прямо-таки заоблачные уровни удовлетворенности. Его закрытие неминуемо приведет к увольнению опытных профессионалов-надзирателей.
Министр юриспруденции также указывала на то, что речь идет о ликвидации тюрьмы закрытого типа. Между тем, как утверждается в заявлении Общества, тюрьму в Акюрейри невозможно сравнивать с другими «закрытыми» тюрьмами, ибо по царящей в ней атмосфере она ближе к тюрьмам открытого типа, таким как Kvíabryggja (Квиабриггйа).
Пока любезный читатель гуглит про тюрьмы открытого и закрытого типа, позволю себе пару слов про Квиабриггйю. Это живописная тюрьма без заборов и колючей проволоки с видом на гору Киркьюфетль (для любителей «Игры престолов» – Arrowhead Mountain). Она расположена на полуострове Снайфедльснес в Западной Исландии. В этой тюрьме с перерывами на вертолетные прогулки и эксклюзивные рыбалки «мотали сроки» исландские банкиры. В 2015 году, например, стало известно, что некоторые из 23 «беловоротничковых зеков» требуют к ужину красное вино и другие алкогольные напитки, в которых им, впрочем, было категорически отказано.
Расположенная при полицейском участке «Акурецкая тюряга» першпективами похвастаться не может. Зато в ней имеется внутренний садик-дворик площадью в 100 квадратных метров. Там заключенные могут играть в мяч или общаться с природой. Узников тюрьма может принять десять человек, а тюремщиков в ней шесть. Осужденные сами готовят себе еду, убирают помещения, ухаживают за садом, а также выполняют общественные работы: что-то собирают, пакуют, моют машины.
И еще тюрьма в Акюрейри по праву может гордиться высокими показателями избавления заключенных от алко- и наркозависимости. От 50% до 70% заключенных в Исландии страдают этим недугом. Поэтому Общество и предлагает перепрофилировать тюрьму в реабилитационный центр для алкоголиков и наркоманов. Директор Тюремной администрации Исландии г-н Паутль Винкель, впрочем, выступает за декриминализацию потребления наркотиков. Властям и так слабо удается контролировать это зло, а тут еще COVID. Тюремная администрация запретила на время пандемии визиты родственников, что привело к резкому снижению оборота пронесенных в тюрьмы наркотиков. Легко догадаться, что последнее обстоятельство мало способствует улучшению настроения заключенных.
Но вернемся в Акюрейри. «Очевидно, что когда закроется тюрьма в Акюрейри, родственникам заключенных из регионов Вестфирдир и Нордюрланд придется путешествовать на большие расстояния [для встречи с осужденными]. Это противоречит закону об исполнении наказаний, в котором указывается, что Администрация должна выбирать осужденным тюрьмы как можно ближе к местам проживания их семей», – говорится в заявлении Общества заключенных.
На сайте Тюремной администрации Исландии перечислены «мощности» всех пяти тюрем на острове: 56 + 87 + 10 + 23 + 22 заключенных. Итого 198 «посадочных мест». Население Исландии сегодня порядка 364 000 человек. Если мой любезный читатель испытывает бурю эмоций по поводу «как их там распустили», напомню русскую поговорку про тюрьму и суму. Если же Ваша реакция из разряда «ми-ми-ми», то есть «Какая заоблачная круть эта Исландия!» и, наконец, «Как бы мне “присесть” на острове?», поспешу развеять и этот миф о безбрежном гуманизме исландцев.
Исландии принадлежит сомнительный рекорд в области бессмысленной жестокости, допущенной системой исполнения наказаний. В рамках так называемого Дела [о пропаже] Гудмунюра и Гейрфиннюра (семидесятые годы прошлого века) один из подозреваемых провел в одиночном заключении 655 дней! Более долгие сроки в одиночках “мотали” лишь узники Гуантанамо. Последние, впрочем, не считаются, ибо имеют статус вражеских комбатантов, в отношении которых действуют законы военного времени, а не нормы гражданского права. Вы все еще хотите в тюрьму в Исландию?
Тогда пишите мне здесь, либо жмите на иконку справа внизу!