Извержутский треугольникРейкьянес: вулканы, извержения, крушения

Соц­се­ти пест­рят кад­ра­ми бес­печ­ных ин­ди­ви­ду­у­мов, рез­вя­щих­ся в по­то­ках лавы у горы Фа­гра­даль­с­фй­адль (Fagrasdalsfjall) на ис­ланд­ском по­лу­ост­ро­ве Рейкья­нес (Reykjanes). Места эти, как по­вест­ву­ют Ágúst Ingi Jónsson и Sigurður Bogi Sævarsson в га­зе­те «Morgunblaðið», и так бес­ком­про­мис­но гиб­лые: без вул­ка­нов.

Из­вер­же­ние про­те­ка­ет на част­ной земле, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Hraun». Про­из­но­сит­ся как «хрёйн». А не «хрень». Озна­ча­ет «поле лавы». 3 мая 1943 чуть южнее горы Фа­гр­даль­с­фй­адль (на карте место от­ме­че­но как «Kastið») в ха­рак­тер­ный для Ис­лан­дии шторм раз­бил­ся аме­ри­кан­ский бом­бар­ди­ров­щик B-24 Liberator. В ВВС этот борт на­зы­ва­ли «Hot Stuff»: пинап был такой на са­мо­ле­те ак­ку­рат под кок­пи­том. Изоб­ра­жал го­ря­чую валь­ки­рию на бомбе.

Имен­но «Hot Stuff», а не ле­ту­чая кре­пость B-17F «Memphis Belle», о ко­то­рой книги и филь­мы, пер­вым на­ле­тал 25 бо­е­вых за­да­ний в 8-ой воз­душ­ной армии США. «Hot Stuff» сле­до­вал из Ан­глии, где взял на борт ге­не­ра­ла-лей­те­нан­та Фр­эн­ка Макс­вел­ла Эн­д­рю­са (Frank Maxwell Andrews), ко­ман­ду­ю­ще­го во­ору­жён­ны­ми си­ла­ми США на Ев­ро­пей­ском те­ат­ре. Са­мо­лет раз­во­ра­чи­вал­ся, за­хо­дя на по­сад­ку на базу «Kaldarnes» – хо­лод­ный мыс. В су­ро­вых по­год­ных усло­ви­ях столк­нул­ся с гор­кой. По­гиб­ло 15 чле­нов эки­па­жа и пас­са­жи­ров, вклю­чая ге­не­рал-лей­те­нан­та Эн­д­рю­са. Пишут, что того вы­зва­ли в Ва­шинг­тон для по­лу­че­ния чет­вер­той звез­ды «пол­но­го» ге­не­ра­ла.

В живых остал­ся бор­то­вой стре­лок. Лет два­дцать назад я сни­мал жилье у че­ло­ве­ка, отец ко­то­ро­го про­шел войну стрел­ком в аме­ри­кан­ской «ле­та­ю­щей кре­по­сти». По­зна­ко­мил­ся с отцом. Тот рас­ска­зал, что это стек­лян­ный кол­па­чок в хво­сте с пу­ле­ме­том – самое опас­ное место в са­мо­ле­те. Си­дишь в про­зрач­ном пре­зер­ва­ти­ве, а во­круг разит же­ле­зо. В Ис­лан­дии хвост рух­нул по­след­ним, и сер­жант Джордж Эйзел (George A. Eisel) – так звали стрел­ка – выжил в авиа­ка­та­стро­фе.

Даль­ше ис­то­рия голь­фа. Это игра с клюш­ка­ми. В Ис­лан­дии её любят. В 2010 году в гольф в Шта­тах иг­ра­ли Ости­нит Джим Лакс (Austinite Jim Lux) и Ро­берт Джей­коб­сон (Robert T. Jacobson) – ве­те­ран вто­рой ми­ро­вой и бом­бар­ди­ров­щик на «кре­по­стях». По­след­не­му перед смер­тью (в  93 года!) за­хо­те­лось уве­ко­ве­чить па­мять по­гиб­ших то­ва­ри­щей. Он рас­ска­зал о ги­бе­ли борта «Hot Stuff» сво­е­му парт­не­ру по голь­фу – Лаксу. Того зин­те­ре­со­ва­ла ис­то­рия ава­рии в Ис­лан­дии.

В 2012 году Лакс при­был на ост­ров и нашел об­лом­ки борта «Hot Stuff» – с по­мо­щью ис­ланд­ских бра­тьев Ólafur Marteinsson и Þorsteinn Marteinsson. Они со­зда­ли ФАН­ТА­СТИ­ЧЕ­СКИЙ САЙТ с базой всех сби­тых и упав­ших в Ис­лан­дии са­мо­ле­тов в годы вто­рой ми­ро­вой.

Лакс со­брал на гольф-тур­ни­рах и с про­да­жи об­лом­ков ле­ген­дар­но­го борта 100000 бак­сов. 3 мая 2018 года – в 75 го­дов­щи­ну ги­бе­ли са­мо­ле­та – на со­бран­ные день­ги от­крыл мо­ну­мент жерт­вам кру­ше­ния. Fallen but not forgotten: пав­шие, но не за­бы­тые.

Охот­но при­ни­маю экс­перт­ные ком­мен­та­рии в от­но­ше­нии мо­де­лей и кон­струк­ций са­мо­ле­тов. Ка­те­го­ри­че­ски не об­суж­даю, что ри­со­вать на бор­тах са­мо­ле­тов – уса­тых дядек (их, к слову, было нема­ло) или гру­да­стых тётек. Или как со­би­рать день­ги на мо­ну­мен­ты: част­но или с по­мо­щью го­су­дар­ства.

Хочу пре­ду­пре­дить, что на­ме­рен и далее ра­до­вать чи­та­те­лей ис­то­ри­я­ми из «из­вер­жут­ско­го тре­уголь­ни­ка» по со­сед­ству с вул­ка­ном. Сле­ду­ю­щий пост будет по­свя­щен «дат­ско­му ти­та­ни­ку», спа­са­тель­ный круг от ко­то­ро­го также об­на­ру­жил­ся в рай­оне «тре­уголь­ни­ка»: чи­тай­те здесь.

О те­ку­щем из­вер­же­нии чи­тай­те:

Ис­лан­дия и Вто­рая ми­ро­вая:

 

 

1 комментарий

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.