История первого президентстваС и/о Короля

17 июня 2021 года в Ис­лан­дии от­шу­мел день неза­ви­си­мо­сти. В такие дни в глав­ном из­да­нии стра­ны, как пра­ви­ло, пишут что-ни­будь о судь­бо­нос­но­сти юби­лея. Я с ин­те­ре­сом про­чи­тал ин­тер­вью дей­ству­ще­го пре­зи­ден­та Ис­лан­дии Гвюд­ни Йо­ухан­нес­со­на (Guðni Jóhannesson) га­зе­те «Morgunblaðið». Он рас­ска­зал, по­че­му ак­ку­рат за 80 лет до ны­неш­ней го­дов­щи­ны неза­ви­си­мо­сти – 17 июня 1941 года – слу­чи­лось со­бы­тие, имев­шее клю­че­вое зна­че­ние для его поста. За­хо­те­лось на­пи­сать крат­кую ис­то­рию пер­во­го пре­зи­дент­ства в Ис­лан­дии.

Уля-ли, уля-ля: я и/о Ко­ро­ля

17 июня 1941 года на пост главы го­су­дар­ства (ríkisstjóri) в Ис­лан­дии был из­бран Свейдн Бьёрнс­сон (Sveinn Björnsson). Ис­ланд­ский тер­мин «ríkisstjóri», впро­чем, пе­ре­во­дит­ся как «гу­бер­на­тор», даже «ре­гент».

1 де­каб­ря 1918 года Ис­лан­дия стала су­ве­рен­ным го­су­дар­ством, свя­зан­ным с Да­ни­ей лич­ной унией. Во главе этой шат­кой эта­жер­ки стоял Ко­роль Дании, а до­го­вор об унии ис­те­кал через 25 лет после его за­клю­че­ния. 10 ап­ре­ля 1940 года ко­роль Дании Кри­сти­ан X ка­пи­ту­ли­ро­вал перед на­цист­кой Гер­ма­ни­ей. Ко­ро­лем Ис­лан­дии он боль­ше ра­бо­тать не мог.

Это се­год­ня спо­рят, объ­ез­жал ли ко­роль еже­днев­но Ко­пен­га­ген на коне, да какой зна­чок носил – Дан­не­брог или Мо­ген­до­вид. А на тот мо­мент перед ис­ланд­ца­ми остро стоял во­прос: а кто, соб­ствен­но, у нас глава го­су­дар­ства? Когда под­пи­сы­ва­ли унию на 25 лет, ве­ри­ли, что рож­де­ны, чтоб Кафку сде­лать былью. Про­шло 22 года, и былью стали Пе­ле­вин с Со­ро­ки­ным.

10 ап­ре­ля 1940 ис­ланд­цы сами под­верг­лись дру­же­ствен­ной ок­ку­па­ции Бри­та­ни­ей, и стало ясно, что в от­сут­ствие в до­го­во­ре об унии по­ло­же­ния о том, как жить без ко­ро­ля, необ­хо­ди­мо из­брать соб­ствен­но­го главу го­су­дар­ства – ríkisstjóri. И/о Ко­ро­ля.

На его месте дол­жен быть я

Свейдн Бьёрнс­сон был пер­вым по­слом Ис­лан­дии в Ко­пен­га­гене, пару раз де­пу­та­том ис­ланд­ско­го пар­ла­мен­та (что ему не по­нра­ви­лось), со­вет­ни­ком ис­ланд­ско­го ру­ко­вод­ства по меж­ду­на­род­ным во­про­сам. По­след­нее Свейдну при­ш­лось по душе: на ост­ро­ве не было ему рав­ных в по­ни­ма­нии меж­ду­на­род­ной по­ли­ти­ки. Свейдн ро­дил­ся в Ко­пен­га­гене, в Ис­лан­дии бур­го­мистр­ство­вал, мас­сон­ство­вал, но не был аф­фи­ли­ро­ван ни с одной пар­ти­ей, что де­ла­ло его иде­аль­ным кан­ди­да­том на долж­ность ре­ген­та.

У Свейд­на была се­мей­ная про­бле­ма: сын, Бьёрн (Björn Sveinsson), пошел на фронт доб­ро­воль­но, но во­е­вал не на по­бе­див­шей сто­роне. После войны эми­гри­ро­вал в Ар­ген­ти­ну. От­сы­лаю чи­та­те­ля к ро­ма­ну Хад­ль­гри­мю­ра Хель­га­со­на (Hallgrímur Helgason) «Жен­щи­на при 1000°C», в ко­то­ром автор обыг­ры­ва­ет сагу этого се­мей­ства на ев­ро­пей­ских и иных те­ат­рах во­ен­ных и по­сле­во­ен­ных дей­ствий.

Свейдн от­но­сил­ся к числу тех, кто не со­би­рал­ся ру­шить кон­сти­ту­ци­он­ный союз Ис­лан­дии с дат­ским ко­ро­лем: кому, ска­жем, в по­сле­во­ен­ной Ав­стра­лии или Ка­на­де ме­ша­ла Ко­ро­ле­ва как глава Со­дру­же­ства? Но, как ска­за­но выше, 10 ап­ре­ля 1940 года ко­роль ока­зал­ся плен­ни­ком на­цист­ских вла­стей. В Ис­лан­дии со­бра­ли чрез­вы­чай­ную сес­сию Пар­ла­мен­та – Аль­тин­га, при­няв ре­зо­лю­цию, что ко­ро­лев­ская власть вер­нет­ся на ост­ров и ею на­де­ля­ют­ся ми­ни­стры пра­вя­ще­го ка­би­не­та. Ми­ни­стры были до­воль­ны, но с пра­во­вой точки зре­ния сло­жи­лась ку­ле­бя­ка. Кто, ска­жем, со­звал в мае 1941 года за­се­да­ние пра­ви­тель­ства? Да само пра­ви­тель­ство! А кто будет на­зна­чать чле­нов но­во­го ка­би­не­та? Сами ми­ни­стры?

17 мая Аль­тинг при­нял ре­зо­лю­цию, что вер­хов­ная власть в стране пе­рей­дет к ríkisstjóri – главе го­су­дар­ства, ре­ген­ту. 17 июня 1941 года – в день рож­де­ния борца за неза­ви­си­мость Ис­лан­дии Йоуна Си­гурдссо­на (Jón Sigurðsson) – Аль­тинг вы­брал на этот пост Свейд­на Бьёрнс­со­на, про­длив его пол­но­мо­чия в 1942 и в 1943 годах.

Уроки ав­то­бус­ной по­ли­ти­ки

Вер­ный сво­е­му ре­гент­ско­му при­зва­нию, Свейдн по­на­ча­лу сту­пал в пе­ре­пол­нен­ном ав­то­бу­се ис­ланд­ской по­ли­ти­ки на цы­поч­ках, стре­мясь не по­вре­дить ла­ки­ро­ван­ные штиб­ле­ты со­се­дей. Но со­се­ди сами на­учи­ли его сту­пать с ноги, каб­лу­ком и по­глуб­же.

В Пар­ла­мен­те Ис­лан­дии на тот мо­мент до­ми­ни­ро­ва­ли три пар­тии – Про­грес­сив­ная (фер­мер­ская), Пар­тия неза­ви­си­мо­сти (кон­сер­ва­тив­ная) и На­род­ная (со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская). Вы­де­ля­лись два силь­ных ли­де­ра, в по­сле­ду­ю­щем не раз за­ни­мав­ших крес­ло пре­мье­ра – Хер­манн Йо­унс­сон (Hermann Jónasson) от со­ци­ал-де­мо­кра­тов и Оула­вюр Тоур (Ólafur Thor) от кон­сер­ва­то­ров. Они кон­флик­то­ва­ли в со­ста­ве так на­зы­ва­е­мо­го пра­ви­тель­ства на­ци­о­наль­но­го един­ства под пред­во­ди­тель­ством Хер­ман­на Йо­унс­со­на, ко­то­рое рас­пу­сти­ли 16 мая 1942 года.

На смену при­шло пра­ви­тель­ство кон­сер­ва­тив­но­го мень­шин­ства под ру­ко­вод­ством Оула­вю­ра Тоура, ко­то­рое под­вер­га­лось кри­ти­ке со сто­ро­ны со­ци­а­ли­стов. Свейдну стало ясно, что два силь­ных ли­де­ра ни­ко­гда не до­го­во­рят­ся о фор­ми­ро­ва­нии ра­бо­то­спо­соб­но­го пра­ви­тель­ства. 16 де­каб­ря 1942 года он на­зна­чил новое пра­ви­тель­ство из лиц, не вхо­див­ших в со­став Аль­тин­га, под ру­ко­вод­ством пре­мье­ра Бьёр­на Тор­дар­со­на (Björn Þórðarson). Это вне­пар­ла­мент­ский ка­би­нет вошел в ис­ланд­скую ис­то­рию как «ко­ко­коль­ная ад­ми­ни­стра­ция», по­то­му что двое из его ми­ни­стров неза­мед­ли­тель­но ос­но­ва­ли фран­ши­зы аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций – ESSO и Coca-Cola (об ис­то­рии колы на ост­ро­ве чи­тай­те здесь).

Ко­ко­коль­ная ад­ми­ни­стра­ция была за­ду­ма­на как вы­нуж­ден­ный шаг, но до­ра­бо­та­ла до из­бра­ния Свейд­на Пре­зи­ден­том Ис­лан­дии 17 июня 1944 года.

Да един­ства в ней нет…

Оула­вюр Тоур не мог про­стить Свейдну вне­пар­ла­мент­ско­го ка­би­не­та, об­ви­няя его в куль­те лич­но­сти и пре­вы­ше­нии ре­гент­ских пол­но­мо­чий. Летом 1944 года Ола­вюр про­пи­хи­вал дру­го­го кан­ди­да­та в пре­зи­ден­ты, а Свейдн обе­щал из­брать­ся толь­ко аб­со­лют­ным боль­шин­ством. По­ли­ти­ки, как за­ве­де­но в Ис­лан­дии (и не толь­ко), рассо­ри­лись. Но Рес­пуб­ли­ка была про­воз­гла­ше­на и под­дер­жа­на 99,5% го­ло­сов на ре­фе­рен­ду­ме, а Свейдн из­бран непо­кор­ным пар­ла­мен­том.

Культ на/лич­но­сти

Утвер­жда­ют, что еще в пе­ри­од «ре­гент­ства» Свейдн ввел но­во­вве­де­ния, ко­то­рые дей­ству­ют и по сей день. В част­но­сти, он велел по­ме­тить ко­фей­ные чашки и блюд­ца бу­ков­кой «R» на фоне ис­ланд­ско­го флага. «R» озна­ча­ло «ríkisstjóri» – глава го­су­дар­ства, ре­гент. Ве­ро­ят­но, Свейдн пред­по­ла­гал, что в бу­ду­щем долж­ность главы го­су­дар­ства будет зву­чать как «ríkisforseti», пре­зи­дент го­су­дар­ства. На букву «R». А еще ны­неш­ний пре­зи­дент го­во­рит, что, взяв в ап­ре­ле 1940 года власть в свои руки, ис­ланд­цы не знали, кто по­бе­дит в войне. Чашки, вы­хо­дит, сго­ди­лись бы и для «Reichspräsident»?

Дат­ская П/Ре­зи­ден­ция

Из­вест­но, что ре­зи­ден­ция Пре­зи­ден­та Ис­лан­дии удач­но рас­по­ло­жи­лась на за­си­жен­ном гу­ся­ми да ле­бе­дя­ми по­лу­ост­ро­ве Аульф­та­нес в 15 км от цен­тра Рейкья­ви­ка. Утвер­жда­ют, что Бес­саста­дир (так на­зы­ва­ет­ся это име­ние) может по­хва­стать­ся непре­рыв­ной за­се­лен­но­стью с на­ча­ла мас­со­вой ми­гра­ции в Ис­лан­дию в IX-X веках. На за­ка­те эпохи ис­ланд­ско­го со­дру­же­ства здесь оби­тал Снор­ри Стур­лу­сон (Snorri Sturluson). После того, как его убили, земля пе­ре­ш­ла во вла­де­ние нор­веж­ско­го ко­ро­ля. Позд­нее здесь ре­зи­ден­ство­ва­ли дат­ские управ­ля­ю­щие и гу­бер­на­то­ры, и Бес­саста­дир оброс устой­чи­вы­ми ас­со­ци­а­ци­я­ми с ино­зем­ным гос­под­ством.

С 1805 по 1845 здесь рас­по­ла­га­лась так на­зы­ва­е­мая ла­тин­ская школа. Ноги у по­пу­ляр­но­го за­ве­де­ния на­чаль­но­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния – Рейкь­я­вик­ской гим­на­зии, а нынче кол­ле­джа (Menntaskólinn í Reykjavík) – рас­тут от­сю­да. Ис­ланд­ский бо­го­слов Свейн­бъёрн Эгилссон (Sveinbjörn Egilsson) тру­дил­ся в Бес­саста­дир над пе­ре­во­да­ми Го­ме­ра, Шил­ле­ра и Гёте. Среди уча­щих­ся был Йо­у­нас Хад­ль­гримс­сон (Jónas Hallgrímsson) – на­ци­о­наль­ный поэт Ис­лан­дии.

Со вто­рой по­ло­ви­ны XIX века этот объ­ект недви­жи­мо­сти ходит по рукам, как го­ря­чий пи­ро­жок. Среди вла­дель­цев – член пар­ла­мен­та Ис­лан­дии Гри­мюр Том­сен (Grímur Thomsen), еще один «де­пу­тат» Скули То­роддсен (Skúli Thorodssen), на­ко­нец, су­пру­га по­след­не­го. В 1940 году име­ние купил пред­при­ни­ма­тель с про­стым недат­ским име­нем Си­гур­дур Йо­у­нассон (Sigurður Jónasson). Утвер­жда­ют, что он был че­ло­ве­ком боль­ших идей, ко­то­рые, впро­чем, не все­гда во­пло­ща­лись в ре­аль­ность. В 1941 году он по­да­рил Бес­саста­дир, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го за­му­тил об­раз­цо­вые сель­ско­хо­зяй­ствен­ные уго­дия и «тех­но­парк», ис­ланд­ско­го го­су­дар­ству – с воз­ме­ще­ни­ем по­не­сен­ных им рас­хо­дов.

Се­год­ня такие дары вы­зы­ва­ют недо­уме­ние у бор­цов с кор­руп­ци­ей, но в тот мо­мент пред­ло­же­ние пред­при­ни­ма­те­ля с чест­ным ис­ланд­ским от­че­ством (без дат­ских «sen») вос­при­ни­ма­лось как цар­ское. Осе­нью 1941 года Бес­саста­дир стал ре­зи­ден­ци­ей ре­ген­та, а в по­сле­ду­ю­щем пер­во­го пре­зи­ден­та Ис­лан­дии Свейд­на Бьёрнс­со­на.

Мысля вдо­гон­ку

Из­ло­жил факты и по­ду­мал, что ре­ши­тель­но­сти, ли­дер­ских ка­честв и кре­а­тив­ной без­бе­шен­но­сти ис­ланд­цам, объ­явив­шим неза­ви­си­мость по­сре­ди гео­по­ли­ти­че­ской бучи, было не за­ни­мать. Оста­ва­лись даже силы на грыз­ню друг с дру­гом: а это де­мо­кра­тия:).

По­нра­ви­лось?

  • Чи­тай­те о тер­тьем Пре­зи­ден­те Ис­лан­дии Кри­стья­уне Эль­дья­удне здесь.
  • О со­ба­ке пя­то­го Пре­зи­ден­та Ис­лан­дии чи­тай­те здесь.
  • О со­бы­тии, кос­вен­но свя­зан­ном с пятым Пре­зи­ден­том Ис­лан­дии чи­тай­те здесь.
  • О том, как ны­неш­ний ше­стой Пре­зи­дент Ис­лан­дии спас птич­ку чи­тай­те здесь.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.