Эпоха Рагнарёка, не будь ко мне жестокаО Jethro Tull, коровах, Индии и Исландии

20 ян­ва­ря этого года груп­па Jethro Tull вы­ло­жи­ла на YouTube сингл «Ginnungagap» со сво­е­го 23-его сту­дий­но­го аль­бо­ма «RökFlöte». Аль­бом уви­дит свет 21 ап­ре­ля этого года: на сле­ду­ю­щий день после пер­во­го дня лета в Ис­лан­дии. Ис­лан­дию при­тя­нул не за уши: как легко до­га­дать­ся по на­зва­нию ком­по­зи­ции, аль­бом по­стро­ен на скан­ди­нав­ских мифах, ко­то­рые, как из­вест­но, Ис­лан­дия со­хра­ни­ла для мира.

Если ни Jethro Tull, ни Ginnungagap, ни транс­па­рент­ная RökFlöte не уча­ща­ют Ва­ше­го серд­це­би­е­ния, даль­ше лучше не чи­тать. Слова ста­нут еще за­ко­вы­ри­стей. Я сам долго раз­мыш­лял, стоит ли пе­ре­ска­зы­вать Стар­шую и Млад­шую Эдду в нашу эпоху Ра­г­на­рё­ка, когда с этим и Ви­ки­пе­дия непло­хо справ­ля­ет­ся, не го­во­ря уже о се­ри­а­лах.

«Эпоха Ра­г­на­рё­ка, не будь ко мне же­сто­ка» – вы­плы­ло из недр сети. Решил, что стоит. Но толь­ко если вы­ка­тить «ви­шен­ку на торте», ко­то­рой нет в Ви­ки­пе­дии. За ви­шен­кой – в конец по­вест­во­ва­ния.

  1. Гин­нун­га­гап

В на­ча­ле был то, что мы на гре­че­ский лад на­зы­ва­ем «хаос»: Гин­нун­га­гап  – ми­ро­вая без­дна, ли­шен­ная жизни. Бренд «Gap» зна­ком лю­бо­му из ан­глий­ско­го: mind the gap! С юга пы­ла­ло цар­ство огня – Муспель­хейм (Muspelheim: вечно у них там что-то горит на югáх). К се­ве­ру – сту­дё­ный Ни­ф­ль­хейм (Niflheim), в ко­то­ром про­ре­зал­ся ис­точ­ник Хвер­гел­мир (Hvergelmir). Из по­след­не­го стру­и­лись реки Эли­ва­гар (Élivágar) — воды хаоса.

Воды рек текли на север, ток­сич­ные ис­па­ре­ния с них за­мер­за­ли, об­ра­зуя слой за слоем инея, так что лед пе­ре­крыл Гин­нун­га­гап. Но с юга опять по­ду­ло чем-то го­ря­чим, лед снова рас­та­ял, все быст­рее за­сту­ча­лась в серд­це ка­пель, воз­ве­щая по­яв­ле­ние жизни.

«С го­ло­вою те­перь под ка­пель – что-то там за­черп­ни и попей». Это такая пе­сен­ка из дет­ства. Слова, ка­жет­ся, Ро­бер­та Рож­де­ствен­ско­го. С го­ло­вой из под ка­пе­ли вы­ри­со­ва­лись очер­та­ния ине­исто­го ве­ли­ка­на Имира, из тела ко­то­ро­го был со­здан мир. Ве­ли­кан перед смер­тью потел: под его пот­ной под­мыш­кой по­яви­лись муж­чи­на и жен­щин, а в ре­зуль­та­те тре­ния ног был зачат ше­сти­го­ло­вый уро­дец, от ко­то­ро­го про­изо­шла раса ине­си­тых ве­ли­ка­нов.

  1. Ау­дум­ла

Вы­карм­ли­ва­ла Имира ко­ро­ва Ау­дум­ла (Auðhumla), ко­то­рая тоже вышла из ини­стых сво­дов, че­тырь­мя мо­лоч­ны­ми ре­ка­ми из щед­ро­го вы­ме­ни. Сама ко­ро­ва пи­та­лась так: она ли­за­ла со­ле­ные глыбы льда, и из низ вы­ли­за­ла Бури – деда Одина.

По­след­ний – вме­сте с бра­тья­ми Вили и Ве – осво­бо­дил ве­ли­ка­на Имира от жизни, про­лил реки крови, в ко­то­рых уто­ну­ло ПОЧТИ все живое, вклю­чая, ве­ро­ят­но, и самую бла­го­род­ную из коров Ау­дум­лу. Рас­ки­да­ли кости, мозги, мясо, во­ло­сы Имира, из ко­то­рых об­ра­зо­ва­ли небес­ную твердь, звез­ды, про­чие там кос­мо­ло­ги­че­ские за­го­гу­ли­ны. Все так что в ин­дий­ских, что в гре­че­ских, что в кельт­ских ле­ген­дах: был хаос, стал кос­мос.

Для упо­ря­до­че­ния бес­по­ря­доч­но­го обыч­но надо кого-то грох­нуть. В Ведах че­ло­ве­ка, из тела ко­то­ро­го была со­зда­на все­лен­ная, звали, ка­жет­ся Пу­ру­ша, но там тоже тро­га­тель­ная рас­чле­нён­ка – небес­ный свод из че­ре­па и про­чие пре­ле­сти.

Все это можно уви­деть в муль­ти­ке груп­пы Jethro Tull. С ча­ру­ю­щей рок-флей­той. Но меня ко­ро­ва бес­по­ко­ит. Как-то оно по­рознь оди­но­ко стоит в этом кос­мо­ло­ги­че­ском мифе: од­но­го от­кор­ми­ла ре­ка­ми, дру­го­го вы­ли­за­ла изо льда – щедро так, бес­ко­рыст­но. Миф про­пи­тан нар­цис­си­че­ским ан­тро­по­цен­триз­мом: мы тут со­зда­ем и раз­ру­ша­ем миры, а ко­ро­ва нас кор­мит.

  1. Ко­ро­вы ис­ланд­ские и ин­дий­ские

Что-то со­звуч­ное своей за­бо­те о ко­ро­вах нашел в книге Андри Сна­е­ра Маг­на­со­на «Um Tímann og Vatnið» – О Вре­ме­ни и воде. Го­то­вясь к встре­че с Далай-ламой, Андри Снаер рас­суж­да­ет, так ли чужда идея свя­щен­ной ко­ро­вы ис­ланд­цам, если Ау­дум­ла вы­кор­ми­ла Имира, из тела ко­то­ро­го был со­тво­рен мир. Из­да­тель­ство Marvel Comics вы­пу­сти­ла целые серии об Одине, Торе и Локи, о Вал­хал­ле и о Ра­г­на­ре­ке на­пи­са­ны оперы. А как же Ау­дум­ла?

Даже имя ко­ро­вы – тайна: ко­рень «auð» озна­ча­ет в ис­ланд­ском «про­цве­та­ние», а что за «humla»? Ис­то­рия ко­ро­вы ка­жет­ся каким-то древним фраг­мен­том дру­го­го оскол­ка ми­фо­ло­гии: как в игре в ис­пор­чен­ный те­ле­фон, когда шепот ис­ка­зил­ся, пе­ре­да­ва­ясь ты­ся­че­ле­ти­я­ми на двух кон­ти­нен­тах. Все что, что дошло из ше­по­та, это «В на­ча­ле был Гин­нун­га­гап – без­дон­ная про­пасть, потом при­ш­ла за­мо­ро­жен­ная ко­ро­ва, ко­то­рая на­кор­ми­ла мир че­тырь­мя ре­ка­ми».

У Ау­дум­лы есть сест­ра в Индии. В ин­дий­ской тра­ди­ции ма­те­рью всех коров яв­ля­ет­ся Ка­ма­д­хе­ну – ко­ро­ва изоби­лия и до­стат­ка, на­хо­дя­ща­я­ся в близ­ком род­стве со свя­щен­ной Прит­ви – самой зем­лей, ко­то­рую неред­ко изоб­ра­жа­ли как ко­ро­ву.

По-ис­ланд­ски «небес­ные горы» будет «Himinfjöll», что со­звуч­но Ги­ма­ла­ям. Один из рай­о­нов Непа­ла на­зы­ва­ет­ся «Хумла». От­сю­да ведет Ве­ли­кий Ги­ма­лай­ский путь: ста­рая до­ро­га, по ко­то­рой до­став­ля­ли соль, ко­то­рая ведет к горе Кай­лас(ш) на Ти­бе­те. Эта гора – ось мира, центр все­лен­ной, самая свя­щен­ная гора на Земле со­глас­но древ­ней фи­ло­со­фии буд­ди­стов, ин­ду­и­стов, джай­нов и по­сле­до­ва­те­лей ре­ли­гии бон. Ее на­зы­ва­ют лест­ни­цей в небо. Солн­це и луна вра­ща­ют­ся во­круг горы Кай­лас, на ко­то­рой стоит трон бога Шивы, уста­нов­лен­ный на огром­ном быке.

У под­но­жья горы Кай­лас на­хо­дит­ся озеро Ма­на­са­ро­вар, ко­то­рое давно счи­та­ет­ся самым вы­со­ко­гор­ным в мире. От­сю­да берут на­ча­ло че­ты­ре свя­щен­ных реки Азии, те­ку­щие в раз­ные сто­ро­ны света: Инд, Сат­ледж, Брах­ма­пут­ра и Кар­на­ли.

Одно из са­краль­ных мест Индии лежит у под­но­жья Ги­ма­ла­ев – в штате Ут­та­рак­ханд. Это горно-до­лин­ный лед­ник Го­мукх: из-под лед­ни­ка ки­пя­щим белым по­то­ком стру­ит­ся один ис­то­ков Ганга. «Го­мукх» бук­валь­но пе­ре­во­дит­ся как «лицо ко­ро­вы».

Вне­зап­но все ку­соч­ки го­ло­во­лом­ки сло­жи­лись: ту­ман­ная ис­то­рия из скан­ди­нав­ской ми­фо­ло­гии ука­зы­ва­ла на одну из свя­щен­ных гор пла­не­ты. Ко­ро­ва из инея – ме­та­фо­ра лед­ни­ка. Вода в лед­ни­ко­вой реке со­всем не обыч­ная: она мо­лоч­но-белая от ми­не­ра­лов, ко­то­рые лед­ник ты­ся­че­ле­ти­я­ми вы­ма­лы­вал из по­ро­ды под ним.

  1. Лед­ник

Лед­ни­ко­вая вода – одно из луч­ших удоб­ре­ний для полей и лугов, а свя­щен­ные реки, вы­те­ка­ю­щие из лед­ни­ка, дают жизнь Па­ки­ста­ну, Непа­лу, Индии, Бан­гла­деш и Китаю. В общей слож­но­сти боль­ше мил­ли­ар­да че­ло­век за­ви­сят от свя­щен­ных вод с Ги­ма­ла­ев. Воды спус­ка­ют­ся с тысяч лед­ни­ков, неко­то­рые из них на­хо­дят­ся на вы­со­те более 7000 мет­ров.

В сан­скри­те есть слова, ко­то­рые зву­чат как Хумла: हैमल haimala, то есть «зима», и हिम himá – снег, мороз, иней. Лед – ис­точ­ник жизни и про­цве­та­ния. Буд­дизм учит, что все вза­и­мо­свя­за­но, может – и здесь связь? В ис­ланд­ском есть слово, озна­ча­ю­щее связь: samband, ко­то­рое иден­тич­но слову на Хинди – sambandh. Все вза­и­мо­свя­за­но – сов­па­да­ет!

PS *3 и *4 – близ­кий пе­ре­сказ Андри Сна­е­ра Маг­на­со­на.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.