Как исландские женщины взяли выходной48 лет с первой женской стачки

  1. Жен­ский вы­ход­ной

24 ок­тяб­ря 2023 года в Ис­лан­дии про­шла оче­ред­ная за­ба­стов­ка жен­щин. Это ше­стой раз, когда по­вто­ря­ет­ся акция «жен­ский вы­ход­ной» 48 лет назад – 24 ок­тяб­ря 1975 года.

В тот день были от­ме­не­ны ВСЕ рейсы из меж­ду­на­род­но­го аэро­пор­та Ке­фла­вик: стю­ар­дес­сы не вышли на ра­бо­ту. Бан­ки­рам при­ш­лось ва­рить самим себе кофе и счи­тать гроши за кас­са­ми. Школь­ни­ки и сту­ден­ты яви­лись в школы, в ко­то­рые не яви­лись учи­тель­ни­цы. Муж­чи­нам при­ш­лось та­щить с собой детей на ра­бо­ту. Оста­но­ви­лись фаб­ри­ки и пред­при­я­тия. Во всех при­ем­ных над­ры­ва­лись те­ле­фо­ны: ино­гда на звон­ки от­ве­ча­ли уста­лые муж­ские го­ло­са.

Ungfru_Alisland

Феминисты второй волны боролись с конкурсами красоты как формы эксплуатации женщин. Исландки тоже протестовали с плакатами, изображавшими корову "Мисс Исландия".

Оше­лом­ля­ю­щие 90% ра­бо­та­ю­щих жен­щин взяли в этот день вы­ход­ной. При этом за­ба­стов­ка рас­про­стра­ня­лась не толь­ко на плат­ных со­труд­ниц: до­мо­хо­зяй­ки оста­ви­ли до­маш­ние дела и при­со­еди­ни­лись к ми­тин­гу в серд­це Рейкья­ви­ка. Счи­та­ет­ся, что в одном Рейкья­ви­ке на ми­тинг вышло 25000 че­ло­век. На фо­то­гра­фи­ях люд­ское море, ко­то­рое не по­ме­ща­ет­ся в кадре. Ана­ло­гич­ные акции про­шли в дру­гих го­ро­дах Ис­лан­дии – ред­ких и ма­ло­люд­ных.

Го­во­рят, что Рейкья­вик в тот день про­пах под­го­рев­шим мясом, ко­то­рое без­успеш­но пы­та­лись при­го­то­вить муж­чи­ны. То, что пла­ни­ро­ва­лось как чисто ис­ланд­ское со­бы­тие, стало меж­ду­на­род­ной сен­са­ци­ей, вдох­но­вив­шей бор­цов за рав­но­пра­вие во всем мире. Уже через год ис­ланд­ский пар­ла­мент при­нял закон о трех­ме­сяч­ном де­крет­ном от­пус­ке для жен­щин и сде­лал пер­вые шаги в на­прав­ле­нии ле­га­ли­за­ции абор­тов.

  1. Вто­рая волна

Спе­ци­а­ли­сты на­счи­ты­ва­ют при­мер­но че­ты­ре волны фе­ми­низ­ма. Пер­вая волна фе­ми­низ­ма в на­ча­ле два­дца­то­го века бо­ро­лась за ра­вен­ство и из­би­ра­тель­ное право для жен­щин. Вто­рая волна ше­сти­де­ся­тых кон­цен­три­ро­ва­лась на по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских пра­вах, семье и сек­су­аль­но­сти. Ин­те­рес­но, что хотя вто­рая волна фе­ми­низ­ма шла па­рал­лель­но ле­во­му цу­на­ми ше­сти­де­ся­тых, ру­ко­во­ди­те­ли про­грес­сив­ных и ра­бо­чих дви­же­ний вся­че­ски от нее от­кре­щи­ва­лись, руля ле­вац­кой по­ля­ной с тра­ди­ци­он­но пат­ри­ар­халь­ных по­зи­ций.

Тре­тья – как мне ка­жет­ся – при­зна­ла ши­ро­кий спектр жен­ствен­но­сти, от­ка­зав­шись от пу­ри­тан­ских за­пре­тов на губ­ную по­ма­ду и вы­со­кие каб­лу­ки. Чет­вер­тая…  Стоп! Да­вай­те что-ни­будь иное, чем вве­де­ние в ис­то­рию фе­ми­низ­ма. Как слу­чи­лось, что жен­щи­ны стали бо­роть­ся за свои права? Невесть от­ку­да при­полз­ли агент­ки вли­я­ния и стали ядо­ви­то на­шеп­ты­вать: не мажь мужу бу­тер­брод, Юдифь?

В 1900 году в аме­ри­кан­ской семье на ра­бо­ты по дому, вклю­чая го­тов­ку, убор­ку, стир­ку, в сред­нем ухо­ди­ло по 58 часов в неде­лю. К сре­дине се­ми­де­ся­тых сред­нее время на до­маш­ние ра­бо­ты со­кра­ти­лось до 18 часов в неде­лю. В Ис­лан­дии про­ти­во­за­ча­точ­ная таб­лет­ка по­яви­лась в 1971 году. Жен­щи­ны на­ча­ли по­лу­чать выс­шее об­ра­зо­ва­ние, за­ра­ба­ты­вать себе на жизнь, пла­ни­ро­вать семью. К мо­мен­ту «жен­ско­го вы­ход­но­го» в 1975 году они со­став­ля­ли треть ра­бо­чей силы на ост­ро­ве.

Се­год­ня ис­кус­ствен­ный ин­тел­лект уни­что­жа­ет ра­бо­чие места и сред­ний класс, остав­ляя за лю­дь­ми толь­ко право по­стить в соц­се­тях (Ого! Из меня прямо по­пер­ла про­тест­ная речь!). Соц­се­ти экс­плу­а­ти­ру­ют губ­ную по­ма­ду и вы­со­кие каб­лу­ки вме­сте с крас­ны­ми чул­ка­ми. Никто не жа­лу­ет­ся.

  1. Крас­ные чулки

В 1961 году ис­ланд­ский пар­ла­мент при­нял закон №60, объ­явив­ший неле­галь­ным дис­кри­ми­на­цию в об­ла­сти опла­ты труда жен­щин. Ожи­да­ли, что за шесть лет этот за­ко­но­да­тель­ный акт ис­ко­ре­нит всю дис­кри­ми­на­цию, но на деле воз и ныне там. В се­ми­де­ся­тые жен­щи­ны в сред­нем по­лу­ча­ли 70% муж­ской зар­пла­ты. Со­от­вет­ствен­но, в день жен­ской стач­ки, жен­щи­ны пред­ла­га­ли опла­тить 70% счета в ма­га­зине. Ост­ро­ум­но, но ла­воч­ни­ки вы­зы­ва­ли по­ли­цию.

Ис­ланд­ское жен­ское дви­же­ние ро­ди­лось в под­по­лье: очень по-жен­ски и по-скан­ди­нав­ски ак­ти­вист­ки со­би­ра­лись в стиль­ном под­ва­ле дома скан­ди­нав­кой друж­бы фин­ско­го ар­хи­тек­то­ра Ал­ва­ра Аалто. Хюгге как сим­па­тич­но! На пер­вом «под­поль­ном» со­бра­нии встре­ти­лись учи­тель­ни­цы, мед­сест­ры, сек­ре­тар­ши, до­мо­хо­зяй­ки. Они об­суж­да­ли но­во­сти из быв­шей мет­ро­по­лии, где участ­ни­цы дви­же­ния Rødstrømperne про­шлись по глав­ной пе­ше­ход­ной улице Ко­пен­га­ге­на в огром­ных шля­пах с на­клад­ны­ми гру­дя­ми и рес­ни­ца­ми – в крас­ных чул­ках!

Ак­ци­о­низм и кар­на­валь­но-сек­су­аль­ный под­текст были свой­ствен­ны и стар­шим сест­рам дат­ских крас­но­чу­лоч­ниц – аме­ри­кан­ско­му дви­же­нию Redstockings. Как и всей куль­ту­ре ше­сти­де­ся­тых и се­ми­де­ся­тых. Го­во­рят, па­риж­ская весна 1968 года на­ча­лась с того, что ми­нистр де­гол­лев­ско­го пра­ви­тель­ства по делам мо­ло­де­жи (если мо­ло­дёжь, жен­щи­ны или мень­шин­ства вы­де­ля­ют­ся в от­дель­ную ка­те­го­рию граж­дан, то «что-то про­гни­ло в дат­ском ко­ро­лев­стве») по­со­ве­то­вал бу­ду­ще­му ли­де­ру сту­ден­че­ско­го дви­же­ния то ли уто­пить­ся, то ли охла­дить­ся, если его ин­те­ре­су­ет по­ло­вой во­прос. На сте­нах Сор­бон­ны по­яви­лось из­ре­че­ние ве­ли­ко­го корм­че­го Мао: «Секс – это хо­ро­шо, но не слиш­ком часто». О секс – ты мир! А когда ма­раз­ма­ти­че­ские де­душ­ки – от Фран­ции до Ирана – бе­рут­ся ре­гла­мен­ти­ро­вать СЕКС, это за­жжен­ный кок­тейль Мо­ло­то­ва!

Ис­ланд­ское дви­же­ние Rauðsokkarnir не имело чет­кой струк­ту­ры – толь­ко ячей­ки да ко­ор­ди­на­то­ров, по­это­му труд­но ска­зать, кому при­ш­ла в го­ло­ву идея жен­ской за­ба­стов­ки. Воз­мож­но, она ро­ди­лась на пер­вом офи­ци­аль­ном кон­грес­се ор­га­ни­за­ции в ме­стеч­ке Ско­угар в Южной Ис­лан­дии. Там где самый кра­си­вый в Ис­лан­дии во­до­пад.

Се­год­ня там од­но­вре­мен­но по пять­де­сят ав­то­бу­сов с ки­тай­ски­ми ту­ри­ста­ми, а тогда… пас­то­раль­ная глушь, ро­щи­ца, ко­то­рой, ме­стеч­ко обя­за­но своим на­зва­ни­ем – Ско­угар (леса), да тихие споры фе­ми­ни­сток.

Так или иначе, 1975, объ­яв­лен­ный ООН Меж­ду­на­род­ным годом жен­щи­ны, в Ис­лан­дии «вы­стре­лил». А всего через пять лет Виг­дис Финн­бо­га­дот­тир стала пер­вой жен­щи­ной в мире, из­бран­ной гла­вой го­су­дар­ства (пре­зи­ден­том) на на­ци­о­наль­ных вы­бо­рах.

  1. Ра­вен­ство по-скан­ди­нав­ски

24 ок­тяб­ря 2023 года в цен­тре Рейкья­ви­ка со­бра­лось по­ряд­ка 100 тысяч че­ло­век. На­се­ле­ние Ис­лан­дии около 380 тысяч. Боль­ше, чем каж­дый чет­вер­тый. Непло­хо.

По­сле­ду­ю­щие за 1975 годом за­ба­стов­ки про­хо­ди­ли так: жен­щи­ны ухо­ди­ли не на целый день, а в тот час, когда они за­вер­ши­ли бы свой ра­бо­чий день, если бы по­лу­ча­ли столь­ко, сколь­ко муж­чи­ны: в 1985 году вы­ход­ной на­чал­ся в 14:00, в 2005 в 14:08, в 2020 в 14:25, в 2016 в 14:38, в 2018 в 14:55.

У со­вет­ских и пост­со­вет­ских людей дис­курс о ра­вен­стве вы­зы­ва­ет зе­во­ту. Пре­сы­ти­лись мы урав­ни­лов­кой: каж­до­му хо­чет­ся быть ярче и успеш­нее дру­гих.

Я не устаю до­ка­зы­вать, что се­вер­ная фор­му­ла сча­стья – на­зва­ние книги финки Ану Пар­та­нен, до­ступ­ной на рус­ском языке – не пред­по­ла­га­ет ма­о­ист­ско­го или со­вет­ско­го по­дав­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти во имя об­ще­го дела. Скан­ди­на­вы как никто ярост­но от­ста­и­ва­ют свое право на ин­ди­ви­ду­аль­ность. Но еще боль­ше они ценят неза­ви­си­мость. Неза­ви­си­мость детей от ро­ди­те­лей, со­труд­ни­ков от ра­бо­то­да­те­лей, жен от мужей.

Iceland Women's Strike

People across Iceland gather during the women's strike in Reykjavik, Iceland, Tuesday, Oct. 24, 2023. Iceland's prime minister and women across the island nation are on strike to push for an end to unequal pay and gender-based violence. (AP Photo/Arni Torfason)

К удив­ле­нию, ска­жем, се­ве­ро­аме­ри­кан­цев, ко­то­рые го­су­дар­ству не до­ве­ря­ют, се­вер­ные на­ро­ды склон­ны ви­деть го­су­дар­ство в роли по­сред­ни­ка, ин­тер­фей­са, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го такую неза­ви­си­мость рав­ных. На­сколь­ко у го­су­дар­ства по­лу­ча­ет­ся – су­дить труд­но. Но мы все стре­мим­ся к сча­стью, а счаст­ли­вым быть труд­но, когда во­круг нера­вен­ство, кто-то угне­тен, а твое сча­стье за­ви­сит от дру­го­го че­ло­ве­ка. Верно? Хм… неубе­ди­тель­но: пред­ста­вил себе морды го­ло­во­ре­зов, ко­то­рые толь­ко и могут быть счаст­ли­вы, когда гно­бят дру­гих. Тогда по­прав­ка: со­глас­но се­вер­ной фор­му­ле сча­стья.

Так или иначе, ген­дер­ное ра­вен­ство в Ис­лан­дии ни­ко­го не остав­ля­ет рав­но­душ­ным: это общее дело жен­щин и муж­чин, и даже если не все­гда по­ни­маю по­вест­ку дня, я за ра­вен­ство и за все хо­ро­шее. А как иначе?

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.