Двое в автодоме, не считая собакиFiat Ducato и ода авто-кочевникам

«Пя­ти­де­ся­ти­лет­ний муж­чи­на, пя­ти­де­ся­ти­трех­лет­няя жен­щи­на и йорк­шир­ский те­рьер по­чет­но­го де­вя­ти­лет­не­го воз­рас­та ре­ши­ли сло­мать жисть на корню под тяпку, пе­ре­ехав в ав­то­дом «Fiat Ducato» 2005 года из­да­ния. Планы? Кру­жить по Ев­ро­пе! Долго? Сроки в ба­заль­те не от­ли­ты, но для на­ча­ла пла­ни­ру­ем мо­тать­ся пару лет: с 2023 по 2025.

Про­жи­вать будем в ав­то­до­ме: Анна Маул­фри­дюр будет тру­дить­ся на уда­лен­ке ин­же­не­ром по по­жар­ным си­сте­мам. Гутли за­бо­тить­ся о ма­шине, пе­си­ке и су­пруж­ни­це. Аскур (так зовут йорка) – го­нять­ся за бел­ка­ми и про­чи­ми ди­ко­вин­ны­ми зве­рюш­ка­ми, что встре­ча­ют­ся за пре­де­ла­ми Ис­лан­дии. Любой, кто за­хо­чет, смо­жет под­гля­ды­вать за нашей бро­дя­чей судь­бою на на фейс­бу­ке».

Таким вступ­ле­ни­ем Гун­н­лёй­г­юр Хоулм Си­гурдссон (Gunnlaugur Hólm Sigurðsson) и Анна Маул­фри­дюр (Anna Málfríður) пред­став­ля­ют от­кры­тую груп­пу на ф-буке для тех, кого ин­те­ре­су­ет пу­те­ше­ствие пары в неиз­вест­ность. В груп­пе 1300 под­пис­чи­ков, а их число неумо­ли­мо рас­тет. Ин­те­рес­но под­гля­ды­вать чужие жизни, осо­бен­но когда они про­те­ка­ют в усло­ви­ях эпи­че­ски неспла­ни­ро­ван­но­го пу­те­ше­ствия по Ев­ро­пе. Ставь­те лайки и хаски, под­пи­сы­вай­тесь и под­ка­ки­вай­тесь!

Ис­точ­ни­ком этого по­вест­во­ва­ния стала ста­тья на ис­ланд­ском но­вост­ном пор­та­ле Vísir.

Если вам на­до­е­ла Ис­лан­дия, вам на­до­е­ла жизнь?

Жизнь в Ис­лан­дии мо­но­тон­на, по­го­да чу­до­вищ­на, все стоит так до­ро­го, что по­сто­ян­но ба­лан­си­ру­ешь на грани нерв­но­го срыва: справ­люсь ли с ипо­те­кой длин­ною в жизнь или рас­ту­щей аренд­ной пла­той? Как по­де­шев­ле и по­сыт­нее по­ку­шать? При­ме­ча­тель­но, что, со­ско­чив с иглы ис­ланд­ской фи­нан­со­вой и по­год­ной неста­биль­но­сти в более «ве­ге­та­ри­ан­скую» ев­ро­пей­скую стра­ну, я на­чи­наю ску­чать по ге­ро­из­му ост­ров­ных буд­ней.

Боль­ше года назад Гун­н­лёй­г­юр, умень­ши­тель­ное имя ко­то­ро­го по-ис­ланд­ски зву­чит при­бли­зи­тель­но как «Гутли», и Анна по­ня­ли, что на­сы­ти­лись они этими по­ляр­ны­ми ку­ща­ми: се­вер­ны­ми си­я­ни­я­ми в неопрят­ную пе­ре­меш­ку с из­вер­жу­ха­ми. Про­дав все, что „нóжито“, они пе­ре­се­ли­лись в ав­то­дом с на­ме­ре­ни­ем ко­ле­сить по Ев­ро­пе.

Идея вы­рвать себя с кор­ня­ми из ис­ланд­ской лавы при­ш­ла паре в го­ло­ву еще в 2022 году. Анна по про­фес­сии ин­же­нер и ра­бо­та­ет в ин­же­нер­но-кон­сал­тин­го­вой фирме «Lota». Когда мир на­кры­ла пан­де­мия с ее огра­ни­че­ни­я­ми, Анна – как мно­гие – пе­ре­бра­лась на уда­лен­ку. После сня­тия огра­ни­че­ний воз­ник­ли ре­зон­ные со­мне­ния в це­ле­со­об­раз­но­сти воз­вра­ще­ния в кон­то­ру.

Бёр­на­ут и «сбыча мечт»

Гутли про­ра­бо­тал мо­ря­ком трид­цать лет, после чего столк­нул­ся с про­бле­мой про­фес­си­о­наль­но­го вы­го­ра­ния. Это когда ра­бо­та пе­ре­ста­ет быть в ра­дость, труд­но со­сре­до­то­чить­ся и ис­пы­ты­вать по­зи­тив­ные эмо­ции от труда. Бёр­на­ут. Иро­ни­че­ские за­ме­ча­ния на тему “Когда и кому ра­бо­та была в ра­дость?” не при­ни­ма­ют­ся: у нас этика про­те­стант­ская и ра­бо­чая.

Гутли за­вя­зал с морем и пошел учить­ся. За­кон­чил ма­ги­стра­ту­ру по спе­ци­аль­но­сти обо­ру­до­ва­ние для про­мыс­ло­во­го лова, но жизнь так и не за­хо­те­ла на­ла­жи­вать­ся. «Со­би­рал­ся в ре­а­би­ли­та­ци­он­ный центр, – вспо­ми­на­ет он, – и тут у нас воз­ник план по­жить в ав­то­до­ме».

Пара сни­ма­ла жилье в Гар­даб­ай­е­ре – доб­рот­ном при­го­ро­де сто­ли­цы. У Анны две до­че­ри от пер­во­го брака. У Гутли одна. До­че­ри давно уле­те­ли из гнез­да: две за­гра­ни­цу (одна в Гё­те­борг, дру­гая в Брюс­сель).

Наши герои по­ня­ли, что, в сущ­но­сти, ни­че­го-то у них нет: ни недви­жи­мо­сти, ни сбе­ре­же­ний, ни обя­за­тельств! Лишь пара мо­то­цик­лов, да по­дер­жан­ный ав­то­дом, куп­лен­ный три года назад. На «фиате» они нема­ло по­ко­ле­си­ли по Ис­лан­дии, и в нем все­гда было хо­ро­шо. А когда воз­вра­ща­лись из пу­те­ше­ствия и ви­де­ли вдали шпиль ра­ке­то­об­раз­ной кирхи в серд­це сто­ли­цы, на­кры­вал де­прес­няк.

Как боль­шин­ство ис­ланд­цев, Анна и Гутли по­тра­ти­ли пол­жиз­ни на ра­бо­ту, еду, сон, под­дер­жа­ние крыши над го­ло­вой. Анна ро­ди­ла первую дочь со­всем юной, а Гутли пахал всю жизнь. Неко­гда было меч­тать о при­клю­че­ни­ях. И вдруг по­яви­лась воз­мож­ность не толь­ко меч­тать, но и «сбы­вать мéчты».

Не стро­ить пла­нов!

На под­го­тов­ку по­бе­га из Ис­лан­дии ушло 8 ме­ся­цев. Анна, бу­дучи ин­же­не­ром, взяла на себя со­став­ле­ние смет: ожи­да­е­мый доход, пред­по­ла­га­е­мые рас­хо­ды. Ока­за­лось, идея вполне осу­ще­стви­ма. Если Анна смо­жет про­дол­жать тру­дить­ся на уда­лен­ке, од­но­го ее до­хо­да хва­тит на пу­те­ше­ствие всей семьи из двух че­ло­век и со­ба­ки.

В бюд­же­те семьи про­сту­пи­ли струк­тур­ные из­ме­не­ния. На­при­мер, зна­чи­тель­но вы­рос­ли рас­хо­ды на топ­ли­во. Но это ме­ло­чи в срав­не­нии с тем, что пара пла­ти­ла бы за арен­ду жилья или его по­куп­ку в Ис­лан­дии.

«Един­ствен­ное пра­ви­ло, с ко­то­рым мы от­пра­ви­лись в путь – ни­че­го не пла­ни­ро­вать! Планы да­ле­ко не все­гда вы­пол­ни­мы и толь­ко со­зда­ют ненуж­ный стресс».

Ис­ко­ре­нить в себе со­би­ра­те­ля

Анна и Гутли разо­рва­ли до­го­вор на арен­ду квар­ти­ры, затем про­да­ли или раз­да­ли по­жит­ки. Анна при­зна­ет­ся, что с неко­то­ры­ми ве­ща­ми было тя­же­ло рас­стать­ся.

«Я по при­ро­де со­би­ра­тель. За жизнь на­ко­пи­ла нема­ло пред­ме­тов, име­ю­щих сен­ти­мен­таль­ную цен­ность. Но я ска­за­ла себе, что это сво­е­го рода убор­ка в го­ло­ве и душе. Без хлама жить легче. Это такой вызов: вижу что-то, что хо­чет­ся ку­пить – на­при­мер, на бло­ши­ном рынке в Лис­са­боне. Но в кем­пе­ре нет места и я жму на тор­мо­за. Пре­крас­ное упраж­не­ние в ни­с­тя­жа­нии».

Путь

Из Ис­лан­дии пара и Аскур по­плы­ли на па­ро­ме в Данию. Пер­вая оста­нов­ка – Гё­те­борг в Шве­ции, где живет стар­шая дочь Анны. Затем несколь­ко дней у друга дет­ства Гутли в Дании. Гё­те­борг был един­ствен­ной точ­кой, ко­то­рую пара спла­ни­ро­ва­ла за­ра­нее. Осталь­ное – сплош­ной экс­промт. По­жа­луй одно, в чем они были уве­ре­ны, это то, что не сто­и­ло много вре­ме­ни тра­тить на скан­ди­нав­ские стра­ны. Там много раз бы­ва­ли.

Лучше пря­ми­ком в Гер­ма­нию. А там огля­деть­ся. «Гутли – со­об­ща­ет Анна, – очень ин­те­ре­су­ет­ся ис­то­ри­ей вто­рой ми­ро­вой. Он по­та­щил меня в раз­ные места, свя­зан­ные с вой­ной, о су­ще­ство­ва­нии ко­то­рых я не до­га­ды­ва­лась». Рань­ше по му­зе­ям мы при­цель­но не хо­ди­ли, и в этом смыс­ле не были ти­пич­ны­ми ту­ри­ста­ми».

Аушвиц

Анне особо за­пом­ни­лось по­се­ще­ние конц­ла­ге­ря Аушвиц, ко­то­рый в Рос­сии на­зы­ва­ют поль­ским име­нем – Ос­вен­цим. А также пу­те­ше­ствие по Чехии и Сло­ва­кии.

«Я ска­за­ла мужу, что в Ос­вен­цим ему, ве­ро­ят­но, при­дет­ся идти од­но­му: я не уве­ре­на, что смогу это вы­дер­жать. Но он убе­дил меня. Хо­ро­шо, что я все-таки по­бы­ва­ла в этом страш­ном месте. Оно про­из­ве­ло огром­ное впе­чат­ле­ние. Ис­то­рия конц­ла­ге­ря рас­ска­за­на с таким ува­же­ни­ем к его жерт­вам. Ни­че­го не при­укра­ше­но, не пре­уве­ли­чен и не воз­вы­шен весь ужас про­ис­хо­див­ше­го. В урод­стве Аушви­ца даже про­сле­жи­ва­ет­ся какая-то кра­со­та. Но этот опыт со­вер­шен­но опу­сто­шил меня».

День доб­рый!

Вре­ме­на­ми пара по­па­да­ет в ко­ми­че­ские эпи­зо­ды – пре­жде всего по при­чине незна­ния языка. Не везде в Ев­ро­пе го­во­рят по-ан­глий­ски.

Стра­те­гия? Вы­учить «день доб­рый» и «спа­си­бо» на языке стра­ны пре­бы­ва­ния. Об­ра­щать­ся ко всем с улыб­кой. Она ни разу не под­ве­ла: «Ин­те­рес­но об­щать­ся с лю­дь­ми с по­мо­щью же­сти­ку­ля­ции и ми­ми­ки: по­лу­ча­ют­ся за­бав­ные ре­зуль­та­ты».

На кем­пин­гах добро, на Нет­флик­се – Ис­лан­дия

Пара про­еха­ла мно­же­ство стран в Ев­ро­пе: Шве­цию, Данию, Гер­ма­нию, Чехию, Сло­ва­кию, Ав­стрию, Фран­цию, Лих­тен­штейн, Поль­шу, Люк­сем­бург, Бель­гию, Ни­дер­лан­ды, Ис­па­нию и – на за­кус­ку – Пор­ту­га­лию, Ита­лию и, ка­жет­ся, Гре­цию.

Анна и Гутли живут в ос­нов­ном на кем­пин­гах, где есть до­ступ к душу, туа­ле­ту, сти­раль­ной ма­шин­ке. Там мно­же­ство людей из раз­ных стран об­ра­зу­ют со­дру­же­ство кем­пе­ров, де­лясь опы­том и по­мо­гая друг другу. Ма­ши­на с ис­ланд­ски­ми но­ме­ра­ми вы­зы­ва­ет по­вы­шен­ный ин­те­рес у мо­то­ри­зи­ро­ван­ных ко­чев­ни­ков. Мно­гие ин­те­ре­су­ют­ся Ис­лан­ди­ей, с гор­до­стью пе­ре­чис­ля­ют нет­флик­сов­ские се­ри­а­лы, сня­тые на ост­ро­ве, или ис­ланд­ские филь­мы. Вот такая она, Ис­лан­дия – ки­не­ма­то­гра­фи­че­ская сверх­дер­жа­ва!

Пара чув­ству­ет себя в без­опас­но­сти на ев­ро­пей­ских кем­пин­гах, не бо­ит­ся остав­лять ма­ши­ну: дру­гие при­смот­рят за нею.

А если на­до­еда­ло но­че­вать на кем­пин­гах, оста­нав­ли­ва­ют­ся на фер­мах! На­при­мер, на ви­но­град­ни­ках, ло­ша­ди­ных и ове­чьих хо­зяй­ствах с усло­ви­я­ми для об­слу­жи­ва­ния кем­пе­ров: они про­сто вос­хи­ти­тель­ны!

Ре­цепт се­мей­но­го сча­стья

Пара утвер­жда­ет, что дли­тель­ное сов­мест­ное про­жи­ва­ние в ав­то­до­ме не про­би­ло ни еди­ной тре­щи­ны в их се­мей­ном сча­стье. «У нас у обоих есть на­уш­ни­ки с хо­ро­шей зву­ко­изо­ля­ци­ей. Если между нами кошка про­бе­жит и мы не ладим, что проще, чем одеть на­уш­ни­ки и от­клю­чить­ся?» – во­про­ша­ет Анна.  

«Ну да, либо по­гу­лять в оди­но­че­стве! Наш зад­ний двор – вся Ев­ро­па», – ки­ва­ет Гутли.

«Мне очень нра­вит­ся, что – за­кон­чив ра­бо­ту днем – я могу пойти по­не­жить­ся на сол­ныш­ке, слу­шая аудиок­ни­гу. Либо по­гу­лять с пё­си­ком. Это куда лучше, чем сто­ять в проб­ке на до­ро­ге из офиса домой в Рейкья­ви­ке».

До­воль­ство­вать­ся малым

При­ш­лось на­учить­ся не тре­бо­вать мно­го­го в пу­те­ше­ствии, при этом Гутли и Анна удив­ля­ют­ся, как мало, ока­зы­ва­ет­ся, нужно для сча­стья. Их со­всем не гне­тет тес­но­та ав­то­до­ма, не стра­да­ют они и от от­сут­ствия удобств. Надо про­сто при­учить себя до­воль­ство­вать­ся из­ме­нив­шим­ся сти­лем жизни.

«У нас мало одеж­ды: в ма­шине нет для нее места. Лишь одна смена».

До­рож­ное меню

Анна го­то­вит еду на га­зо­вой плите, уста­нов­лен­ной в ма­шине: там есть кон­фор­ки и ду­хов­ка. По при­ро­де она бе­реж­ли­вая хо­зяй­ка, и ее устра­и­ва­ет такая стряп­ня. Но при­ш­лось при­вык­нуть к упро­щен­но­му меню.

«Это во­об­ще не про­бле­ма: Гутли ходил в море 30 лет, где на­учил­ся есть про­стую еду, у него нет жалоб». А еще пара часто обе­да­ет и ужи­на­ет не «дома», а в ре­сто­ра­нах: в боль­шин­стве стран Ев­ро­пы поход в ре­сто­ран об­хо­дит­ся де­шев­ле, чем в Ис­лан­дии!

Го­вя­ди­на на обед

Про­дук­ты – сырье – тоже по­всю­ду зна­чи­тель­но де­шев­ле, чем в Ис­лан­дии. В Ев­ро­пе можно хо­ро­шень­ко сэко­но­мить на еде!

Гутли: «Мы ни­ко­гда так часто не ели те­ля­ти­ну, как в пу­те­ше­ствии. Выбор све­жих ово­щей и фрук­тов зна­чи­тель­но лучше, чем в Ис­лан­дии. Мне нра­вит­ся хо­дить по про­дук­то­вым ма­га­зи­нам в каж­дой стране, зна­ко­мясь с ас­сор­ти­мен­том. Ин­те­рес­но, что я пе­ре­стал скла­ды­вать в го­ло­ве сто­и­мость еды, ко­то­рую кидаю в кор­зи­ну – как делал дома. Но в целом мы не за­цик­ли­ва­ем­ся на том, что здесь все де­шев­ле. Про­сто по­лу­ча­ем удо­воль­ствие».

Аскур

Аскур – пер­вый че­ло­век в скан­ди­нав­ской ми­фо­ло­гии. А йорк­шир­ский те­рьер Аскур – пер­вый “пе­со­че­ло­век” в ав­то­до­ме. «Мы все трое счаст­ли­вы в этой неболь­шой ма­шине. Аскур из­ба­ло­ван до без­об­ра­зия. Его все при­вет­ству­ют с рас­про­стер­ты­ми объ­я­ти­я­ми, куда бы мы ни по­еха­ли. Недав­но по­зна­ко­мил­ся с куз­не­чи­ка­ми, ко­то­рые по­ра­зи­ли его во­об­ра­же­ние. Если мы едем на по­бе­ре­жье, он брыз­га­ет­ся в воде».

До­бав­лю, как фейс­буч­ный фо­ло­вер, сле­дя­щий за пу­те­ше­стви­ем, что недав­но Аскур летал на Ка­на­ры (вме­сте с “ро­ди­те­ля­ми”), для чего по­лу­чил пор­ту­галь­ский ве­те­ри­нар­ный пас­порт!

Спа­си­бо ра­бо­то­да­те­лям!

Анна про­дол­жа­ет ра­бо­тать в ин­же­нер­ной фирме. По до­го­во­рен­но­сти с ра­бо­то­да­те­лем она ра­бо­та­ет на уда­лен­ке с 9:00 до 17:00 по ра­бо­чим дням. Анна все­гда на связи и бес­ко­неч­но бла­го­дар­на ра­бо­то­да­те­лям.

Перед отъ­ез­дом из Ис­лан­дии пара вло­жи­лась в по­куп­ку ан­тен­ны и ро­у­те­ра. Это такое же обо­ру­до­ва­ние, как ис­поль­зу­ет­ся на фурах. Ин­тер­нет дол­жен быть быст­рым и ра­бо­тать по­все­мест­но. Иначе про­ся­дет уда­лен­ная ра­бо­та. Пока что с ин­тер­не­том про­блем не было, где бы ни на­хо­дил­ся ав­то­дом – в Аль­пах или в Чехии, Ита­лии или Пор­ту­га­лии. Кол­ле­ги и за­каз­чи­ки при­вык­ли: им даже в кайф каж­дый раз спра­ши­вать во время се­ан­са ви­део­свя­зи «А где вы сей­час?».

Не де­лать из мухи слона

Пара утвер­жда­ет, что ме­ся­цы пу­те­ше­ствия мно­го­му их на­учи­ли. «Пу­те­ше­ствие по­мог­ло нам обоим со здо­ро­вьем, – го­во­рит Анна. – Я чув­ствую себя зна­чи­тель­но спо­кой­ней, чем рань­ше. Мы осво­бо­ди­лись от стрес­са, в ко­то­ром по­сто­ян­но ба­рах­та­лись в Ис­лан­дии. Учим­ся жить се­го­дняш­ним днем, ра­до­вать­ся ма­ло­му. Я почти трид­цать лет бо­рюсь с тре­вож­ным син­дро­мом. С тех пор, как мы от­пра­ви­лись в путь, у меня не было ни од­но­го при­сту­па па­ни­ки. Мы также по­ня­ли, на­сколь­ко стрес­со­вой может быть жизнь в Ис­лан­дии, осо­бен­но в Рейкья­ви­ке: все участ­ву­ют в какой-то кры­си­ной гонке за ка­че­ством ма­те­ри­аль­ной жизни. Но сей­час, когда мы вла­де­ем так немно­гим, мы вышли из гонки, и это по­зи­тив­но по­вли­я­ло на нас».

«Мы на­учи­лись не де­лать слона из мухи, во­об­ще не за­слу­жи­ва­ю­щей наших эмо­ций. Ну не нра­вит­ся мне се­ри­ал, зай­мусь чем-ни­будь дру­гим. Для души по­лез­но и ги­ги­е­нич­но сни­зить тре­бо­ва­ния к тому, что вовсе не важно», – го­во­рит Анна.

«Когда за­цик­ли­ва­ешь­ся на мел­ких про­бле­мах, это оста­нав­ли­ва­ет твой рост», – про­дол­жа­ет Гутли. «На­при­мер, в нашем пу­те­ше­ствии мы часто по­па­да­ем в проб­ки. В таких слу­ча­ях я про­сто не па­рюсь: слу­шаю аудиок­ни­гу или бе­русь за вя­за­ние. У нас нет вре­мен­ных рамок, ма­лей­ше­го стрес­са из-за того, чтобы до­е­хать к опре­де­лен­но­му часу», – го­во­рит Анна.

Маст гоу он

Пу­те­ше­ствие про­дол­жа­ет­ся. Не так давно у пары воз­ник­ли раз­но­гла­сия с Ис­ланд­ским ста­ти­сти­че­ским бюро, ко­то­рое по­че­му-то счи­та­ет, что все жи­те­ли ост­ро­ва долж­ны быть где-то про­пи­са­ны. Как будто мало на земле людей, ко­то­рые из-за до­ро­го­виз­ны пе­ре­бра­лись в дви­жи­мый или обез­дви­жен­ный мо­биль­ный дом, кру­из­ный па­ро­ход с пу­те­ше­стви­ем длин­ною в жизнь, неле­галь­ный са­рай­чик на сель­ско­хо­зяй­ствен­ной по­ляне. Но, по­хо­же, раз­но­гла­сия успеш­но раз­ре­ши­лись. Я буду и даль­ше с удо­воль­стви­ем сле­дить за пу­те­ше­стви­ем двоих в ав­то­до­ме, не счи­тая со­ба­ки.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.