А был ли мальчик?Как в Исландии НЕ состоялась октябрьская революция

2024: Дело Язана

31 де­каб­ря 2024 года Язан Та­ми­ми, 11-лет­ний маль­чик из Хев­ро­на (За­пад­ный берег для па­ле­стин­цев, Иудея для из­ра­иль­тян) был на­зван че­ло­ве­ком ушед­ше­го года в пря­мом эфире ис­ланд­ско­го те­ле­ка­на­ла Stöð 2.

Язан се­рьез­но болен: мы­шеч­ная дис­тро­фия Дю­шен­на. Гру­бая по­пыт­ка де­пор­та­ции боль­но­го ре­бен­ка прямо из боль­ни­цы вы­зва­ла в ис­ланд­ском об­ще­стве спра­вед­ли­вое воз­му­ще­ние. Так не де­ла­ет­ся! Но эми­гра­ци­он­ная по­ли­ти­ка – го­ря­чая тема для Ис­лан­дии, где каж­дый пятый жи­тель ино­стра­нец. К делу ре­бен­ка много чего при­кле­и­лось, много кто на этой ис­то­рии от­топ­тал­ся и от­бол­тал­ся. 

В итоге маль­чик и его ро­ди­те­ли не были де­пор­ти­ро­ва­ны в Ис­па­нию, от­ку­да при­ле­те­ли на ост­ров, на­ру­шив дуб­лин­ский ре­гла­мент. Ре­бе­нок по­лу­ча­ет необ­хо­ди­мую ме­ди­цин­скую по­мощь, ходит в школу. Гу­ма­низм по­бе­дил. Я рад.

О по­боч­ных дис­кур­сах су­дить не бе­русь У меня со­вет­ская при­вив­ка про­тив нар­ра­ти­вов, экс­плу­а­ти­ру­ю­щих детей: де­во­чек, рас­сы­ла­ю­щих пись­ма ген­се­кам, дик­та­то­ров, лоб­за­ю­щих ма­лю­ток, юро­ди­вых эко­ак­ти­ви­сток, рас­пя­тых, проч. Про­тив «сча­стье всего мира не стоит одной слезы на щеке невин­но­го ре­бён­ка».

Вы се­рьез­но, До­сто­ев­ский?

1918: Дело На­та­на

Читая про Язана, вспом­нил такую ис­то­рию – тож ис­ланд­скую.

Ок­тябрь 1921 года. Ола­вур Фри­дрикс­сон (Ólafur Friðriksson), ре­дак­тор со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской га­зе­ты «Alþýðublaðið» вер­нул­ся в Рейкья­вик из Моск­вы. Там он при­сут­ство­вал на IX съез­де РКПБ.

Ола­вур при­вез с собой из Моск­вы не толь­ко ком­му­ни­сти­че­скую ли­те­ра­ту­ру, но и 15-лет­не­го маль­чи­ка по имени Натан Фрид­манн, ко­то­ро­го решил усы­но­вить. Я так и не понял, был ли маль­чик из Швей­ца­рии или Рос­сии, но в целом маль­чик мало кого ин­те­ре­со­вал на фоне раз­вер­нув­шей­ся во­круг него клас­со­вой битвы.

У На­та­на ди­а­гно­сти­ро­ва­ли то ли тра­хо­му, то ли гла­у­ко­му, ко­то­рые счи­та­лись за­раз­ны­ми. Ис­ланд­ские вла­сти ре­ши­ли де­пор­ти­ро­вать ре­бен­ка, а Ола­вур с со­рат­ни­ка­ми узре­ли в этом по­ли­ти­че­скую подо­пле­ку.

Несколь­ко де­сят­ков ле­ва­ков за­бар­ри­ка­ди­ро­ва­лось в доме Ола­ву­ра на улице Suðurgata в цен­тре Рейкья­ви­ка. Когда 18 но­яб­ря по­ли­ция Рейкья­ви­ка (чис­лен­ность ко­то­рой на тот мо­мент со­став­ля­ла 9 че­ло­век) по­пы­та­лось изъ­ять ре­бен­ка силой, про­те­сту­ю­щие об­ра­ти­ли копов в бег­ство.

Что де­ла­ют ле­ва­ки, поняв, что по­ли­ция бес­силь­на? Во­ору­жа­ют­ся! Всем, что по­па­ло под руку. “Крас­ные” со­бра­ли на по­след­ний и ре­ши­тель­ный ружья и дро­бо­ви­ки, пи­сто­ле­ты и сабли, ду­бин­ки и штыки, по­пав­шие на ост­ров в годы Пер­вой ми­ро­вой.

В га­ва­ни Рейкья­ви­ка стоял дат­ский во­ен­ный ко­рабль «Fylla». Вла­сти об­ра­ти­лись к ка­пи­та­ну с прось­бой усми­рить ре­во­лю­ци­о­не­ров, но тот от­ка­зал­ся вме­ши­вать­ся во внут­рен­ние дела ост­ро­ви­тян. И пра­виль­но сде­лал: Ис­лан­дия неза­ви­си­ма с 1 де­каб­ря 1918 года. Про­тив дат­ско­го са­по­га на ост­ро­ве объ­еди­ни­лись бы аг­ра­рии с про­мыш­лен­ни­ка­ми, ра­бо­чие с ка­пи­та­ли­ста­ми, ба­ра­ны с ов­чар­ка­ми, ку­ро­пат­ки с вла­дель­ца­ми дро­бо­ви­ков.

Ола­вур по­слал гон­цов в Кон­фе­де­ра­цию проф­со­ю­зов, но та от­ка­за­лась его под­дер­жать, опа­са­ясь кро­во­про­ли­тия. Вла­сти на­ча­ли то­роп­ли­во со­зы­вать соб­ствен­ную “белую” армию из ла­воч­ни­ков, бой­ска­у­тов, чле­нов хри­сти­ан­ской ас­со­ци­а­ции мо­ло­де­жи, клер­ков, спортс­ме­нов, охот­ни­ков, вла­дель­цев ог­не­стрель­но­го ору­жия.

“Белые” со­бра­ли нема­ло вин­то­вок «ре­минг­тон»: пойди они на штурм, кро­во­про­ли­тия было бы не из­бе­жать. Осо­бен­но учи­ты­вая из­ряд­но под­пи­тое со­сто­я­ние “белой гвар­дии”.

Ола­вур с со­то­ва­ри­ща­ми при­ня­ли ре­ше­ние разору­жить­ся: они сдали свой ар­се­нал в под­вал од­но­го из со­рат­ни­ков на со­сед­ней улице. 21 но­яб­ря по­ли­ция в со­про­вож­де­нии не слиш­ком трез­во­го опол­че­ния из 400 “белых” взяла особ­няк.

Ве­ли­кая ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция в Ис­лан­дии не свер­ши­лась. Утвер­жда­ют, что близ­кий со­рат­ник Ола­ву­ра огрёб по башке ду­бин­кой от од­но­го из де­вя­ти го­род­ских по­ли­цей­ских. На сле­ду­ю­щий день в дом по­ли­цей­ско­го на­ве­дал­ся некий кре­пыш, явно на­ме­ре­ва­ясь ото­мстить, но хо­зя­и­на дома не слу­чи­лось. На том все и уста­ка­ни­лось.

Мой ана­лиз: чу­до­вищ­ная по­го­да и уста­лость от тя­же­лой ра­бо­ты впе­ре­меш­ку с тя­же­лой пьян­кой спас­ли Ис­лан­дию от ре­во­лю­ции. Об­ще­из­вест­но: чтобы бо­роть­ся за дело тру­дя­щих­ся, надо об­ла­дать ре­сур­сом (особ­ня­ком на Suðurgata), до­хо­дом, сбе­ре­же­ни­я­ми, свя­зя­ми, сво­бод­ным вре­ме­нем, об­ра­зо­ва­ни­ем. Тогда этих ак­ти­вов было мало. Се­год­ня на ре­во­лю­цию хва­тит с из­быт­ком, осо­бен­но если сда­вать жилье в цен­тре го­ро­да на airb’n’b.

Но­ябрь­ские бес­по­ряд­ки вошли в ис­то­рию Ис­лан­дии как “белая война” (по ана­ло­гии с граж­дан­ской вой­ной белых и крас­ных). Они также из­вест­ны как «Drengsmálið» – дело маль­чи­ка.

О судь­бе са­мо­го маль­чи­ка ни­че­го не знаю. А был ли маль­чик?

1 комментарий

  1. Не случилось революции,то ли повезло,известно,революция сжирает своих героев,а население маленькое.Много бед было на земле-стиьхийные бедствия,эпидемии,революции и вот теперь другая напасть- ДЕМОКРАТИЯ.ЕЁ сила -ЛОЖЬ- матерая ложь и что же.что творится на земном шаре,сколько стран одурманено в том числе т.н. просвещенная Европа и православные украинцы,дошло до запрещения русского языка и гонения на веру.У нашей революции есть смягчающее обстоятельство-Советский Союз победил фашизм и в Европе тоже,и что же.опять пытаются европейцы его возродить,кому помогает Европа.Господи,Спаси и защити провославных людей на Украине от этой демократии.

    Reply

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.