Каким был 2020 для спасателей?Спасай и спасен будешь

Спорт зал в Вике, где была развернута ночлежка для спасаемых, фото Стасмир, photo Stasmir

Спортзал в Вике, где был организован ночлег для спасенных в марте 2020.

Живете ли вы в Исландии или приехали потуристить и бросить, вам рано или поздно придется быть спасаемыми. Здесь вам не равнина, климат чудовищный, к тому же непредсказуемый. Сегодняшний обитатель соцсетей, впрочем, умеет встретить свой конец и без экстремальных погод. Ваш покорный слуга недавно чуть не ломанулся с крыши в процессе изготовления “видоса” про похождения своего котика, к крыше более приспособленного, чем он сам. А когда я делаю селфи, вообще забываю дышать от удовольствия. Selfie-related death – летальный исход от селфи – популярный диагноз в любой больнице скорой помощи. Но Исландию сам Господь задумал как фабрику чрезвычайных ситуаций и уникальных спасательных операций.  

Важную функцию спасения туристов и местных жителей выполняет в Исландии национальная поисково-спасательная ассоциация. Slysavarnarfélagið Landsbjörg по-исландски, по-английски ICE-SAR. Это – внимание! – добровольная ассоциация, включающая 99 спасательных отрядов, 70 отделений по предотвращению ЧС, 50 молодежных секций, спасательные домики в труднодоступных районах, компактное спасательное судно и еще много чего. Хотя исландские спасатели выполняют социально-значимую функцию, они существуют на пожертвования граждан, а не на государевы деньги. Курьез: чрезвычайных ситуаций на острове, как говорится, хоть фотошопой ешь, а профильного министерства нет. Там живут несчастные люди-дикари? Давайте посмотрим.

 

СТРЕЛЯТЬ, ТАК СТРЕЛЯТЬ!

Обычно исландские спасатели на виду там, где происходят природные катастрофы, крупнае аварии, перекрытия дорог или спасательные операции. И только в рождественско-новогодний сезон в любом населенной пункте на обозрение зевак выставляются монстроузные джипы-бигфуты спасателей с включенными поисковыми огнями и мигалками. Они привлекают внимание граждан к продаже фейерверков, средства от которых идут на финансирование деятельности спасателей. Шестьдесят процентов всего бюджета Ассоциации ICE-SAR на, скажем, 2018 год было заработано на продаже новогодних стрелялок калибра… не знаю… пугающе близкого к градам, букам, акациям. Все мы родом из Асгарда: любим громкое и деревянное.

В сезон 2018-2019 спасатели продали населению острова систем залпового огня (под личиной фейерверков) на сумму 800 миллионов крон или 6 миллионов евро. Одна коробка с 84 “разделяющимися боеголовками” в миномётных стволах может легко стоить 600 евро. Я человек мирный, на все пуговицы застегнутый, исповедую «умеренность и аккуратность». Исландская новогодняя пальба-гульба с распылением денег на ветер не перестает меня шокировать. С другой стороны, деньги идут на хорошие дела – не только спасателей, но и спортивные клубы и другое, так что приходится мне наступать на горло «внутренней Грете».

В новогоднюю ночь в Рейкьявике мечутся птицы на городском пруду, прячутся домашние животные, надрывно кашляют респираторные больные, астматики, аллергики. С неба сыпется пепел, льется свинец, медь, гексахлорбензол, тяжелые металлы. То, что «доктор прописал» тем, кто перенес или переносит КОВИД. Поэтому в сезон 2020-2021 предлагалось ограничить продажу фейерверков коротким «окном» в три дня, а то и вообще запретить «пальбу» в столичном регионе. Но ограничение «окна» продаж вызвало бы очереди за «взрывчаткой» и скопление людей, в условиях пандемии нежелательное. А полный запрет продаж лишил бы средств спасателей. А потому «стрелять, так стрелять»!

 

2020 ГЛАЗАМИ СПАСАТЕЛЕЙ

Невзирая на КОВИД, 2020 год оказался штатным. «Год выпал вполне средний», – говорит Тоур Торстеинссон (Þór Þor­steins­son), Председатель Ассоциации ICE-SAR. «За прошедший год мы провели порядка 1300 спасательных операций. В среднем за год выполняется от 1200 до 1500 спасений». По его словам, пандемия COVID-19 не отразилась решительным образом на работе спасателей, хотя и придала ей определенные особенности.

«Нам не пришлось выполнять проектов по КОВИД, что хорошо. Хотя, разумеется, наша работа прописана в Плане мероприятий системы гражданской обороны в связи с пандемией», – говорит Тоур. При этом он утверждает, что пандемия сделала работу спасателей более сложной в техническом отношении. Так, пришлось устанавливать перегородки в спасательном транспорте, а также делить поисково-спасательные отряды на группы, чтобы избежать поголовного инфицирования.

Резкое сокращение числа туристов не отразилось на работе спасателей. «Исландцы всегда были нашей «целевой аудиторией», – утверждает Тоур, – а в прошлом году многие из них сделали свои первые шаги в активном туризме по Исландии в связи с отменой авиасообщения с зарубежными странами». Заявление Тоура – разрыв шаблона: народная молва не только в Исландии, но и в любой стране, приписывает туристам роль беспомощных имбецилов, которых неустанно спасают «бывалые» местные.

Единственное значительное отличие 2020 года от предыдущих, которое, вероятно, можно объяснить сокращением числа туристов, в том, что в прошедшем году снизилось число крупных автомобильных аварий.

Сари Рама - Сари Кришна, фото Стамир, photo Stasmir

Сари Рама - Сари Кришна:)

 

РЫНДА И ВУЛКАН

Летом 2010 года, который – как известно – был репетицией года 2020, я несколько раз летал из Москвы в Кефлавик и обратно. Москву заволокло дымом от пылающих торфяников, а в Исландии извергался Эйяфьядлайёкюдль. Удвиительно, что мне вообще удавалось куда-то летать.

В такси по дороге из Шереметьево слушал радио. Все обсуждали какую-то рынду. В моем сознании «рында» ложится в семантический рядок с «пьяным боцманом» и «гальюны драить». Но оказывается: это предмет не только флотского быта, но и пожарной безопасности. Хоть убей, не помню, в чем была суть проблемы с рындой. Кажется, ее категорически не было в каком-то подмосковном селении, и для установки требовалось высочайшее решение разномастных начальств. Пока писал, подумал: когда не видишь – как летом 2010 – собственной ладони из-за густого, а главное – вонючего – дыма, наличие или отсутствие рынды мало что решает.

В Исландии обсуждали, как некий фермер спонтанно и без бюрократической кутерьмы починил размытую подтаявшим ледником дорогу вокруг острова, потому что у дороги был припаркован его личный экскаватор. Справедливости ради надо отметить, что даже в Исландии не каждый фермер содержит коллекцию тяжелой строительной техники, а свои действия герой исландского фольклора просто не мог не согласовать со штабом гражданской обороны.

Это я вот к чему. Спасали меня и простые новгородские мужики без спасательных корочек, и исландские трактористы, и квалифицированные спасатели, даже какие-то высокопрофессиональные ИРЛАНДЦЫ, проходившие в Исландии стажировку. Лично я благодарен ВСЕМ спасателям и спасающим: как ВСЕМ медикам. В Исландии, где ветер временами дует со скоростью 180 км в час, по воздуху летают не коровы – как в голливудской ленте – а целые автобусы, а на города сходят то снежные, то грязевые лавины, труд спасателей-добровольцев почетен. Спасибо им! С Новым Годом!

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.