Водитель-дальнобойщик с многолетним опытом утверждает, что Исландская дорожная администрация (Vegagerðin) неудовлетворительно обслуживала участок дороги в регионе Вестфирдир, на котором 16 января произошло дорожно-транспортное происшествие с двумя смертельными исходами. Машина с семьей из трех человек сорвалась в воды фьорда. Потерпевших вытащили из воды проезжавшие мимо граждане. Была развернута широкомасштабная спасательная операция. Семья была доставлена вертолетами в отделение реанимации в Рейкьявике. К сожалению, врачи не смогли спасти жизни молодой матери и малыша. Для малолюдной Исландии это стало знаковой трагедией.
На тех, кто не живет в Исландии, могут «обрыдственно» подействовать названия бесчисленных фьордов – известные, впрочем, и не каждому в ней живущему. Поэтому я попытался сократить число географических названий до необходимого минимума.
Дальнобойщики о дороге 61
Итак, водители грузового автотранспорта неоднократно указывали на то, что участок дороги номер 61, огибающий Скётуфйордюр (Skötufjörður) и следующие три фьорда на запад, плохо обрабатывают от снега и льда. Один участок дороги обслуживает подрядчик из Исафьордюра – столицы региона. Другой – к западу от небольшого полуострова с характерным названием Рейкьянес (Reykjanes) – находится в ведении подрядчика из городка Хоулмавик (Hólmavík). Дальнобойщики утверждают, что с точки, где в свои права вступает подрядчик из Исафьордюура, а затем целых три фьорда на запад дорога представляет собой сплошное ледяное поле. Дальше – от фьорда Хестфйордюр и вплоть вплоть до Исафьордюра – она очищена хорошо. Это, как утверждает источник газеты «Morgunblaðið», общеизвестный факт.
Дальнобойщик, с которым разговаривала газета, пожелал остаться неназванным. Он объясняет это тем, что не хотел бы оказаться в немилости у Дорожной администрации. Такой пиетет перед дорожной службой, вероятно, реликт послевоенных времен. Тогда на долю службы выпадала весомая часть материальной помощи острову по Плану Маршалла, а сама она выступала в качестве одного из крупнейших работодателей. С той поры дорожные работы были переданы частным подрядчикам, а служба превратилась в интерфейс между государством и частным сектором.
В прошлую среду – 13 января – дальнобойщик связался с Дорожной администрацией, чтобы сообщить, что дорога 61 обледенела на участке от Рейкьяфйордюра до Сейдисфйордюра (который на западе, а не на востоке). Он призвал Дорожную администрацию принять меры по борьбе с обледенением, но – по его словам – получил ответ, что в этом нет нужды. «Мне сказали, что и сделать ничего нельзя. Дорожная машина, которая вышла из Хоулмавика через перевал в сторону Рейкьянеса, должна была вернуться домой до 11 вечера», – говорит дальнобойщик.
Он продолжает, что до пятницы – 15 января – дорога была скользкая, как стекло. В субботу 16 января водитель не работал, поэтому не может ничего сказать о состоянии дорожного полотна. Однако, в первом уведомлении о трагедии 16 января указывалось на то, что на месте происшествия было ОЧЕНЬ скользко.
Водитель говорит, что дорога прекрасно обрабатывается на участке от Хоулмавика – через крайне неприятный перевал – до самого Рейкьянеса. «А со стороны Исафьордюра создается впечатление, что техника, обработав три первых фьорда на восток, разворачивается и катит домой, оставив Скётуфьордюр и Мйоуафьордюр на произвол судьбы. Иногда хочется спросить: ребята, а вы не хотите очистить весь свой участок? Подрядчик должен обслуживать весь путь до Рейкьянеса».
Водитель говорит, что после трагедии 16 января Дорожная администрация улучшила обслуживание дороги со стороны Исафьордюра: теперь и участок, где произошла авария, обрабатывается против гололеда.
Цепи на колесах
Водитель рассказывает, что фуры, как правило, обычно одевают на колеса цепи, следуя в Исафьордюр. Дорожной администрации неоднократно указывали на то, что затраты на ремонт полотна, поврежденного цепями, превышают расходы на его обработку солью или песком. Администрация прикидывалась пеньком.
«То же самое после снегопадов. Подрядчики со стороны Исафьордюра обычно убирают снег только до Сейдисфьордюра. Снег тает, и на дороге образуются глыбы льда, которые убирать еще сложнее», – утверждает водитель. Более того, подрядчики Дорожной администрации в Исафьордюре получили указание посыпать солью только повороты и горки. «Это странно: на прямых участках тоже скользко. Просто каток», – говорит водитель. Участок пути, на котором неделю назад произошло дорожно-транспортное происшествие, как раз находится на прямом участке после поворота.
В любой системе случаются косяки. Иногда кажется, что не только Исландию, но и весь мир охватила пандемия летального пофигизма. Но систему характеризует не косяки, а реакция на них. Посмотрим, будет ли у истории продолжение. Источник.