Про глобализациюДань уважения Мих. Зощенко

Ну, товарищи – факт, глобализируемся действительно и нешуточно! Медленно, но неотвратимо. Давеча я из Узбекии вернулась, далекая и ошеломительно живописная страна на фоне голубых минаретов. Город-герой Ташкент. Дыни там всякие  и девушки с многочисленными косичками танцуют с ветками хлопка в руках. Думаю, поеду, плов поем с шашлыками, послушаю, как  мулла на заре с минаретов верующих зазывает. Потому что они там мусульмане по-религиозному. Полюбуюсь на специфические их базары с экзотической продукцией. Тюбетеек накуплю или еще каких сувениров.

Ну что можно сказать: сплошное разочарование, граждане. Начиная с денег, которые по-ихнему называются «сум». Самая крупная купюра – 1000 сум, что примерно равняется 0,50 североамериканского доллара в твердой валюте, а цены там чуть ли не североамериканские. Короче, пойдешь на базар, ну, скажем, за семечками или там за колбасой, а продавец тебе улыбается золотыми зубами и говорит: «Хай ладно, 20000 только для тебя, дорогой». Хай ладно… Потом еще чего-то захотел – шашлык там или плов какой – опять 20000 и опять только для тебя. Хай ладно, пойдем дальше. На такси частное сядешь, а товарищ водитель тебе опять золотыми зубами улыбнется и спрашивает: «Вас сколько?» В смысле: если вас трое, то он только вас повезет по 1000 сум с горба, а если двое – то тоже по 1000, а третью он по дороге найдет в лице дополнительного пассажира, а если тому с вами не по пути, то будь уверен, что сначала третьего повезем по всему городу, отыскивая нужную ему улицу, которой уже лет десять как поменяли название с «Патриотической» на «Зарафшон йуллари», и будем, если надо, до сумерек искать и у всех прохожих спрашивать, где Дильнора-апа живет! А если начнешь возмущаться и жалобную книгу требовать, то первым делом водитель спросит недоуменно: «Вы откуда приехали – такие нервные? Или у вас дома холодильник размораживается, что так торопитесь?»

Короче, нет уже такого отношения к клиенту как во времена бухарского эмира, НЕТУ!

Сервис ну прям совсем европейский стал, да и колорит национальный уже совсем не тот. Европейский стал колорит, всем твердую валюту подавай. А еще привычка такая пошла – спрашивают: «У вас какой терминал?» «Какой – говорю, – терминал, аэропорт что-ли?» «Деревня вы, – говорят, – Терминал – это европейский способ оплаты, кардинально отличающийся от купюр. Ежели купюры, то, дескать, 20000 сум, а ежели терминал, то понятное дело – 25000. Но только для вас». А поскольку у меня купюрами везде, потому как я к ихней терминалазации была не готова ни морально, ни физически, то приходилось с пачками по городу ходить. А это очень непрактично с точки зрения удобства: в кошелек пачки не лезут, а в лифе носить – некультурно. Вот и ходи с рюкзаком. Я говорю: «Ежели перешли на европейский стандарт, то хоть напечатайте купюр по 10000 каждую, чтобы гражданам было не совестно кошелек пользовать, или если терминал, тогда нечего цены поднимать!»

Но это все издержки глобализации, конечно, потому что вообще-то народ там очень приветливый и любезный. Например, часы у меня встали, батарейку, что ли, заело. А вообще часы хорошие. Европейские. Иду к часовщику, а он мне улыбнулся золотыми зубами и говорит: «Ща поменяем!» Поменял, а они не идут. Погрустнел дядя и говорит: «Контакт, значит, заело – чистить надо». Я говорю: «Долго ли работать?» «Минут путь». Хай ладно, возвращаюсь через 15 минут, а дядя – очень любезный и профессиональный – объясняет мне, что услугу он мне оказал вообще-то европейскую, контакт очччень грязный был, но он его как следует почистил, и теперь часики как новенькие, только я их беречь должна, потому что продукт европейский и деликатный очень. Влаги боится. А на крышке часиков номер своего телефона чернилами записал, это, говорит, для гарантии. Дескать, если в течение 6 месяцев часики заклинит, то я их вам бесплатно чинить буду. Обрадовалась я, потому что я всегда рада, когда меня так душевно и по-человечески обслуживают. Спрашиваю дядю: «Сколько стоит?» А он мне: «10000 сум. Только для вас, как для нового клиента». Я аж похолодела. Потому что у меня  в рюкзаке, после всего того, о чем выше, 5000 осталось, не больше. Я, конечно, объясняю причину своего смущения, а дядя мне: «Да не волнуйтесь вы так, давайте 5000, а остальные завтра принесете». Вот это сервис, думаю, не то что в Европе. Тут все на доверии построено.

Иду домой, довольная, и часики мои идут. Скажете, мораль в чем? А в том, что батарейка новая 500 сум самая дорогая стоит, ну и контакт почистить – столько же. А оставшиеся 5000 мне родные не разрешили нести. Нечего, говорят, глобализацию тут разводить. А вообще, я, конечно за национальный колорит и за дружбу между народами. Без этого никак окно в Европу не прорубишь.

1 комментарий

  1. Вот уж верно, так верно: если из Питера не прорубается, так из Ташкента, Мадам Ножкина, при всей его терминализации+глобализации, прорубка — дело это еще более тонкое, чем обычно. Притом ведь прорубишь, а там глядишь: к своей грозной магме, которую далеко не все уже забыли, прибавится магма Вашего Везувия! Мало не покажется, как сказал бы, наверное, Михаил Зощенко в наши дни. (Кстати, подражание ему представляется и уместным, и искусным).
    Очень забавные наблюдения. Мне довелось побывать в Ташкенте и Самарканде лет тридцать назад, т.е. в эпоху до Глобализации. Очень живописные места и колоритные местные жители — правда, последние и тогда уже немного склонны были к европейскому колориту того толка, о котором Вы пишите.
    Спасибо за восточный акцент.

    Reply
  2. Возвращаясь к вопросу о часиках: опять встали, блин, батарейку у меня на днях заело, то есть 3 месяца после генеральной чистки/починки! Позвонить что-ли по тому номеру, что дядя на внутренней стороне записал? Может, гарантия еще в силе? Правда, придется в Узбекию слетать не надолго…

    Reply
  3. Восток-дело тонкое. Там всегда и везде надо торговаться. Цена на всё всегда берется с потолка и обычно в 4 раза выше реальной. Правда еще зависит где покупать. Если это Алайский базар, то жди заоблачные цены. На Госпитальном рынке дешевле. А шашлык и плов надо брать не в туристических местах, а там где местные питаются. Где нить в Чарсу на базаре. А обманывали они всегда. Это их национальная черта. Если ты не местный, то можно цену заломить, а если столько и заплатишь, так еще и лучше.

    Reply

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.