«Airwaves»: от «Sonic Youth» к Panasonic middle age 4Часть IV

Про­дол­же­ние. На­ча­ло здесь.

Я дол­жен кое-в-чём со­знать­ся. На самом деле это «много-в-чём», но перед вами я готов по­ка­ять­ся толь­ко в одном из них. Если вы ду­ма­е­те, что моя «под­се­тость» на Ис­лан­дию лежит по ту сто­ро­ну неви­ди­мой линии, от­де­ля­ю­щей ра­зум­ное от об­сес­сив­но­го, немед­лен­но от­ло­жи­те в сто­ро­ну эту книж­ку. По­то­му что на «Sigur Rós» я «под­сел» боль­ше, чем на саму Ис­лан­дию. Не в раб­ском смыс­ле, как соп­ли­вая де­воч­ка-фанат: я не из­го­тов­ляю по­сте­ров или фла­гов груп­пы руч­ной ра­бо­ты, не ношу, ска­жем, маску фронт­ме­на Йо­ун­си. Не пишу ис­то­рий в стиле «Ве­ли­ко­леп­ной пя­тер­ки» о своем уча­стии в при­клю­че­ни­ях груп­пы, в ко­то­рых мне от­ве­де­на роль пе­си­ка Тимми. Не ношу в во­ло­сах перо и не ще­го­ляю в тви­до­вой кепке с опу­щен­ны­ми ушами. Но креп­ко обо­жаю му­зы­ку «Sigur Rós» и бал­дею от их «живых» кон­цер­тов. Счи­таю, что эта ко­ман­да уни­каль­на и их му­зы­ка про­из­во­дит мощ­ный эф­фект. До­ста­точ­но мощ­ный, чтобы вновь и вновь при­во­дить меня в Ис­лан­дию. Я нема­ло стран­ство­вал вслед за груп­пой – в ущерб соб­ствен­но­му ко­шель­ку: на фе­сти­ва­ли в Ис­па­нии, аку­сти­че­ские кон­цер­ты в Лон­доне, экс­клю­зив­ные про­смот­ры филь­ма «Хейма», не го­во­ря о Вул­верг­эмп­тоне! Но боль­ше всего я люблю смот­реть их кон­цер­ты в Ис­лан­дии.

В 2006 году «Sigur Rós» вер­ну­лись в Ис­лан­дию после ми­ро­во­го турне. Чтобы от­бла­го­да­рить со­оте­че­ствен­ни­ков за доб­ро­ту и под­держ­ку, груп­па от­пра­ви­лась в тур по род­но­му ост­ро­ву и отыг­ра­ла на неор­то­док­саль­ных пло­щад­ках, таких как бро­шен­ные рыб­ные фаб­ри­ки (в Дью­па­ви­ке), жи­во­пис­ные кра­те­ры и место стро­и­тель­ства гид­ро­элек­тро­стан­ции, про­тив ко­то­рой про­те­сту­ет об­ще­ствен­ность. Тур сняли на ка­ме­ру и смон­ти­ро­ва­ли в ка­че­стве ки­но­лен­ты «Хейма», с ко­то­рой, если вы хоть чуток ис­лан­до­фил, вам сле­ду­ет без про­мед­ле­ния по­зна­ко­мить­ся: ре­жис­су­ра и опе­ра­тор­ская ра­бо­та вдох­нов­ля­ют на­столь­ко, что еще до того, как лента за­кон­чит­ся, вы по­бе­жи­те бро­ни­ро­вать би­ле­ты в Ис­лан­дию.

«Sigur Rós» вы­сту­пи­ли и в Рейкья­ви­ке. На кон­церт яви­лось 30 тысяч че­ло­век и я. Это был самый боль­шой кон­церт под от­кры­тым небом в ис­то­рии стра­ны: на него при­шло 10% ее на­се­ле­ния, что впе­чат­ля­ет уже само по себе. Я при­ле­тел в Ис­лан­дию спе­ци­аль­но, чтобы по­смот­реть этот гиг, и не был разо­ча­ро­ван. Вход на кон­церт был бес­плат­ным, в ре­зуль­та­те на него смог­ли прий­ти люди раз­ных воз­рас­тов: и семьи с ма­лень­ки­ми детьми на пле­чах, и пен­си­о­не­ры с кор­зин­ка­ми для пик­ни­ка. Кроме того, от­сут­ство­ва­ла обыч­ная для рок-кон­цер­та ре­кла­ма и на­вяз­чи­вые кор­по­ра­тив­ные по­сла­ния, что де­ла­ло ат­мо­сфе­ру более рас­слаб­лен­ной. Кон­церт был боль­ше похож на ве­че­рин­ку в честь того, кто вер­нул­ся, на­ко­нец, домой, чем на ком­мер­че­ское пред­при­я­тие. Имен­но на этом кон­цер­те я по­зна­ко­мил­ся с Да­ни­элем и его дол­го­сроч­ной по­друж­кой Ингой. Пом­нит­ся, я по­здра­вил Ингу с тем, что на ней была пара эф­фект­ных пер­ча­ток в стиле «ло­па­пей­са». Надо как-ни­будь ку­пить себе пару таких.

Кон­церт про­хо­дил на Ми­кла­туне, ко­то­рый пред­став­ля­ет из себя милую зе­ле­ную лу­жай­ку на краю ста­ро­го го­ро­да, окру­жен­ную ко­рич­не­вы­ми хвой­ны­ми де­ре­вья­ми. Той ночью «Sigur Rós» вы­сту­пил с убой­ной под­бор­кой но­ме­ров, по­след­ним из ко­то­рых была «Popplagið» (поп песня). К попсе эта ком­по­зи­ция, ра­зу­ме­ет­ся, ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не имеет. Номер не за­кон­чил­ся, а по­сте­пен­но по­гру­зил­ся в пуль­си­ру­ю­щее мар­ка­то ре­зо­нанс­но­го эхо ин­стру­мен­тов, по­верх ко­то­ро­го что-то ша­ма­нил Йо­ун­си. Один из самых за­бав­ных мо­мен­тов в филь­ме – это когда Йо­ун­си рас­ска­зы­ва­ет, что его ба­буш­ка, смот­рев­шая кон­церт по го­су­дар­ствен­но­му ка­на­лу, вы­клю­чи­ла те­ле­ви­зор на песне «Popplagið», оши­боч­но решив, что он сло­мал­ся. Как тро­га­тель­но!

Еще мне за­пом­нил­ся кон­церт «Sigur Rós» на спор­тив­ной арене Лёй­гар­даль­с­хёт­лин в но­яб­ре 2008 года в Рейкья­ви­ке, ко­то­рый был по­след­ним в ми­ро­вом турне груп­пы. Ре­бя­та сыг­ра­ли часть кон­цер­та, стоя за ис­кус­ствен­ным во­до­па­дом, ко­то­рый низ­вер­гал­ся через всю пе­ред­нюю часть сцены.

Я видел Йо­ун­си на его пер­вом вы­ступ­ле­нии в Со­еди­нен­ном ко­ро­лев­стве в ходе соль­но­го ми­ро­во­го турне 2010 года. Шоу по­ра­зи­ло меня, а Йо­ун­си «пилил» так, что стер до дыр свои ис­ланд­ские шер­стя­ные носки, что в целом не было необыч­ным. Необыч­ным было ка­че­ство ви­зу­аль­но­го оформ­ле­ния кон­цер­та, ко­то­рое сде­ла­ло его неза­бы­ва­е­мым. Йо­ун­си ско­опе­ри­ро­вал­ся с фир­мой, за­ни­ма­ю­щей­ся по­ста­нов­кой опер и кон­цер­тов клас­си­че­ской му­зы­ки, и вме­сте они на­кре­а­ти­ви­ли нечто из ряда вон вы­хо­дя­щее. Кон­цеп­ция ос­но­вы­ва­лась на по­жа­ре во фран­цуз­ской ма­стер­ской по на­бив­ке чучел жи­вот­ных, ко­то­рая дей­стви­тель­но сго­ре­ла несколь­ко лет назад. В число спе­ц­эф­фек­тов вхо­дил пожар, ура­га­ны и жи­вот­ные в про­цес­се воз­го­ра­ния – все под саунд­тр­эк кра­сав­чи­ка Йо­ун­си. Образ оленя, ко­то­ро­го гонят по лесу, креп­ко впе­ча­тал­ся в мой мозг: воз­мож­но, на­все­гда.

После кон­цер­та я за­ме­тил, что на неко­то­рых зри­те­лях были брас­ле­ти­ки с над­пи­сью «по­сле­кон­церт­ная ве­че­рин­ка». Я спро­сил одну юную кра­са­ви­цу, от­ку­да они бе­рут­ся. Она ука­за­ла на парня, ко­то­рый, по­хо­же, дей­стви­тель­но знал, где можно раз­до­быть такой брас­ле­тик. Хотя я ни­ко­гда рань­ше не видел этого чу­ва­ка, я долго жал ему руку: как ста­ро­му, давно по­те­рян­но­му и толь­ко что вновь об­ре­тен­но­му другу. Смот­рел ему в глаза и изо всех сил «гнал» какую-то ахи­нею. В конце кон­цов он раз­до­был мне пару брас­ле­тов. Мы на­пра­ви­лись на­верх на ве­че­рин­ку. Там стоял гам из ан­глий­ско­го и ис­ланд­ско­го, на ко­то­рых бе­се­до­ва­ли в рав­ных долях. Вско­ре по­явил­ся Йо­ун­си и начал об­щать­ся с го­стя­ми. По мере того, как он при­бли­жал­ся все ближе ко мне, я все ин­тен­сив­нее думал, о чем бы его спро­сить. За ка­рье­рой каких новых ис­ланд­ских групп мне сле­ду­ет сле­дить? У кого из ис­ланд­цев сты­рил свою зна­ме­ни­тую песню Дей­мон Ал­барн? По­че­му ис­ланд­цы так любят му­зы­ку? Что вы ду­ма­е­те о Башне Мира? По­че­му я не могу пе­ре­стать раз­мыш­лять об ис­ланд­ской му­зы­ке? По­че­му му­зы­ка так важна для са­мо­го Йо­ун­си? По­че­му оно так важна для всех ис­ланд­цев?

На­ко­нец, Йо­ун­си по­до­шел ко мне.

Я услы­шал соб­ствен­ный голос: «Можно вас сфо­то­гра­фи­ро­вать?»

Бол­ван! На­вер­ное, я все-таки про­сто под­сев­ший фанат, а ни­ка­кой не жур­на­лист. В ушах у меня за­зву­чал ехид­ный смех Дей­мо­на Ал­бар­на.

Конец. НО!!! Тут лежит еще кое-что про Сигур Рос.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.