В Греции победила СИРИЗА – леворадикальная партия, которая грозится выйти из Евро, встать с колен и восстановить истоптанное достоинство Греции. Когда есть за кого, я голосую слева, а не справа от центра. Радикалов не перевариваю. Стараюсь избегать стереотипов. Таких, например: южане никогда не работают, а северяне беспрестанно пашут на галерах. Гляньте, как потеет португальский повар-грильé в знойный день над раскаленными углями – как будто одновременно пашет по морю и гребет по борозде!
Только ноги у подобных стереотипов все-таки растут из реальных национальных поп. Южные народы действительно склонны строить многоэтажные бюрократические этажерки и выстраиваться в многолюдные цепочки, чтобы передавать друг другу по пятьдесят евро-центов вожделенной комиссии. А час обеда (который продолжается не менее двух) так же священен для португальца, как обряд пятничной пьянки для скандинава!
Когда я услышал про Грецию, взахлеб читал «The Almost Nearly Perfect People» Майкла Бута. Эта книга развенчивает и «завенчивает» мифы о пяти горячо любимых мною северных странах. Вот интересная мысль из нее – в моем переводе:
«Мы поговорили немного о текущем кризисе в Европе. Слингстад [Директор инвестиционных программ Норвежского Банка] поделился со мною своей на редкость прямолинейной теорией, которая объясняет, как европейские народы забрели каждый в свой сектор экономического болота. Они – утверждает Слингстад – просто выполняли свои собственные селф-имиджи, представления о себе.
«Приехав в Исландию, Вы задаете себе вопрос: и что же эти ребята сделали, получив неограниченный доступ к деньгам? Потратили их на то, чтобы реализовать собственные представления о себе как о мародерствующих викингах, которые мотаются по миру, присваивая чужие активы. Этакие «Викинги. Версия 2.0». Мы, норвежцы, могли бы сделать то же самое с нашим нефтяным резервным фондом, но не стали, потому что воспринимаем его как богатство, которое уже есть, а потому нуждается в защите. Ирландцам больше всего хотелось уподобиться крупным английскими землевладельцами, вот они и понастроили себе эти огромные домища. А теперь Вы приехали в Грецию и спрашиваете: какими себя видят греки? Я изучал философию, и вот что говорил Аристотель: «Что есть философия? Первая предпосылка – это не работать». Я знаю, что я сейчас немного грубоват по отношению к грекам, но кто осудит их, если они не работают? Греки ведь философы, а философы должны сидеть ровно, размышляя о жизни».
Но бог с ними – с греками. В свете прочитанного я стал размышлять о самоидентификации и исторической миссии русских. Пиковые значения в нашей истории – это когда мы спасаем соседей от мирового зла: жителей Балкан от турок, Восточную и Миттель-Европу от австрийцев и фашистов. Мужественный воин-освободитель, к груди которого доверчиво припало свежевырванное из лап мирового зла иностранное дитятя – это наш селф-имидж, представление о себе, которое кровь из носу надо выполнять. Если не спасать мир, придется наводить порядок в собственном доме, а этого нам доктор не велел: разовьется кризис самоидентификации, и кирдык-каюк нам как народу. Это исландцы ставят у себя памятники акушерке, дяденьке, который всю жизнь кормил уток или леснику-любителю, подарившему своему народу убогие полгектара кривых елок. Мы же представляем себя этакими ожившими памятниками герою-освободителю: в развевающейся плащ-палатке, со вздернутым ППШ. И ничего в этом плохого нет, если не забывать, что у наших соседей имеется собственная национальная идея – не быть освобождёнными.
Если хотите узнать больше про национальную идею Исландии, поехали со мной!